Верхнеозёрск-83. Записки врача стройторяда. Первая страница |
Верхнеозёрск-83 записки врача стройотряда -150-51 день. 19 августа 1983 года. Пятница. Прощай Верхнеозёрск
Всё нижеизложенное не имеет к прекрасной действительности никакого отношения. Хотя заснул я очень поздно, но проснулся затемно, в начале шестого. Кончилось ещё одно северное лето, уведя за собой таинственные белые ночи – только-только начало светать. Оказалось, что уже никто не спит. Не исключено, что многие ещё и не ложились. Часов до двух ночи всё громыхало, звенело, трещало. Все кому не лень, победоносно топая, бегали, истошно визжали, непрерывно и надсадно орали. Неожиданно громко и радостно драл глотку вечно сонный Симонов. Кривляясь и хрюкая, голосил Рыбкин. Харатьян не закрывал рта. Кто-то, то, приближаясь, то, удаляясь, надрывно нёс нечто совершенно невразумительное. С утра большинство бойцов благоухало спиртным. Отряд истошно доживал свои последние мгновения. Пока ещё командир, если он вообще когда-то был им, бродил по лагерю как неприкаянный. «Ты ещё здесь?» - удивился Валера, столкнувшись со мной нос к носу. -Пардон, где же мне быть? -Лучше всего за кордоном, но пока, хотя бы в Онеге. -Приму к сведению. -Прими, прими, принимающий ты наш. Есть машина, которая возьмёт нас в Онегу. Ты готов? -Всегда готов, как бывший юный пионер Советского Союза. -Гриша, - схватил Ерохин за рукав проходящего мимо Рыбкина, чей лицевой череп по утру уже постоянно нёс гримасу сонливого недовольства, - Беги, подгони бортовую. Я договорился. Рыбкин молча и, на удивление покорно, быстрым шагом двинул выполнять приказание - ему тоже хотелось добраться до дому с максимальным комфортом. Появился Симонов, который как всегда был просто сонливый, тем более, в такой ранний час и после такого ночного времяпрепровождения. -Володя, - одёрнул и его Ерохин, иди быстренько вслед за Гришей и помоги ему подогнать бортовую. Я договорился. И этот боец в свои последние мгновения существования в этом состоянии, беспрекословно повиновался командиру. Отсутствовали они минут 35. -Похоже, что они эту бортовую делают, - сказал я. Ерохин лишь нервически пожал плечами. Наконец-то Рыбкин и Симонов вернулись. -Машина посадила главного инженера Вельской… -Гнус-боровок, - не удержался я. -И Плесецкой ПМК и уехала. -Обещал, обещал взять и уехал, - всплеснул трагически руками Ерохин. -Последняя гримаса Верхнеозёрска, - сказал я, поняв, что придётся ещё раз отмерить ногами хотя бы часть Хайнозёрской лесовозной, технологической дороги имени будь она проклята. -Если бы последняя, если бы последняя, - закудахтал Ерохин. -Судьба, - подумал я, - Шофёр изменил траекторию моей жизни, во всяком случае, на ближайшее время. Он лишил меня одних возможностей и встреч и обрёк на другие. От чего-то может быть спас, а к чему-то приговорил. Хорошо резонёрствовать с утра. Кажется, это один из симптомов шизофрении. Но даже слабенького облачка недовольства не промелькнуло в душе. Я почувствовал, что – молод, пока жив, то есть, вечно, пока не исчезну, но это уже без меня. Как там у Демокрита, кажется, «смерть не имеет к нам никакого отношения: пока мы есть, смерти нет, когда смерть есть – нас нет». Солнце. Тучки над лесом. Озёра. Осознание жизни невыразимое словами. Со мной ничего нельзя сделать. Я – есмь. Мне навстречу шёл мастер Жигарев. Никакой он уже не мастер, а для меня давно перестал им быть, да никогда и не был. И Ерохин уже не командир, как и Куклин – не комиссар. Зато Безматерных он и вне отряда – чёрный кардинал. Вот они, различные грани людей, их способности. Где, как не в отряде они и могут проявиться. Внезапно я почувствовал, что всем доволен и всему рад. «Комиссия приняла объекты на удовлетворительно, значит, аккорда не будет», - за моей спиной зазвучал голос Ерохина, не скрывая ноток радости, во всяком случае, в обращении ко мне, когда поблизости никого не было. -Ну, счастливо. Валера, - протянул я руку, и наше прощальное рукопожатие окончательно обратило в прошлое наши отношения «командир-подчинённый», вертикальная связь между нами распалась окончательно и навсегда. -Счастливо, Илья, - увидимся ещё, - почему-то прошептал Ерохин, поспешно забрал свою руку и заспешил в сторону «Ангара-18», который тоже через пару часов перестанет быть таковым. Ни с кем больше из отряда я не прощался. Надел рюкзак, взял в руки оказавшуюся тяжёлой коробку с черникой и в путь. Вот и конец посёлка. Я остановился, постоял, сошёл с дороги, присел на куче песка. Последний раз, прощальные взгляды на домики, вагончики, баньку. Время. Вот она дорога. Тишина. Комары и гнус ещё не вылетели, да ближе к осени их и стало меньше. Приятно идти, дышать, смотреть, жить. Какие весёлые кругом лужи. Пусть тяжело, зато как приятно будет потом расслабиться. Чтобы оценить прелесть расслабления, необходимо напряжение. Я шёл пусть и медленно, но верно. Шаг за шагом, остановка за остановкой. Всё равно приятно. Навстречу три охотника с двумя собаками. Мы улыбнулись друг другу и навсегда разошлись. Охота – пуще неволи. Это про них. Это про всех нас. Поворот на Нижмозеро и, наконец-то, добрёл и до плит. Подъём, спуск. Ого, дорога провалилась - метров 35-40 пожрали подземные воды. Но уже отсыпали объезд. Сзади загудел КРАЗ. Водитель – сухой мужчина с пожатым лицом лет 55 остановился даже без моей просьбы. -Спасибо, - весело влез я в кабину, - Рано вы начинаете. -Деньги нужны семью кормить. -Вы из ДСО? -Нет, из ПМК, послали на подмогу – надо же дорогу кончать в срок. -Кончат? -Если послали нас, то обязательно. -Как начальники? – улыбнулся я. -Дураки, конечно, как и все начальники. Их туда поэтому и подбирают. -И как вас ценят, если не секрет? -Какие уж там секреты, своих 300 в месяц приношу домой. Он довёз меня до поворота: «МАЗы и КАМАЗы ездят в дальний карьер за гравием, а мне налево». Попрощавшись, я вылез. Не прошло и нескольких минут, как подъехал КАМАЗ. Молодой парень – шофёр тоже остановился без всякого моего голосования. -Откуда? – весело начал он, как только я устроился на месте. -Из Верхнеозёрска. -Чего там делал? -Был врачом в стройотряде. -За длинным рублём приехал, - весело говорил, вертел головой и крутил баранку молодой человек. -За ним за самым. В Москве–то он выходит больно коротким. -Ну, и какой длины? -150 р. Водитель отпустил руль: «Да за такие деньги только приходить на работу и говорить: «Здрасьте». Даже на «Прощай» не тянет. -Всё верно. А сколько вы, если не секрет? -Секрет, но тебе выдам – 300, а с премиями и 350. Так что переезжай к нам, будешь крутить баранку. -Я подумаю, если вы дорогу кончите в срок. -Понятно, что не кончим. Такими темпами до 90 года проколупаемся. Я тут уже третий год, одна и та же бодяга. Условия-то какие. КАМАЗ в таких условиях работает год и превращается в рухлядь, только на металлолом. -Где вы живёте? -В Маложме. Где бы ни жить – всё равно работать. Онега не лучше, Онега – большая деревня, самая скверная во всём районе. Был бы холост, жил бы в средней полосе, сам-то я оттуда. -А у нас говорят: «Знал бы, что в прикупе, жил бы в Сочи», - бросил я. -В средней полосе квартир нет, а здесь мне сразу же дали. Я вас высажу возле 18 ветки – примерно 10 минут назад туда поехал лесовоз – он вас и заберёт, - остановился водитель. Я вылез и почувствовал холод – даже пар из-за рта, утром не заметил. Идти и ехать тепло, а ждать – холодно. Хорошо, что вскоре возле меня остановился гружёный лесовоз. За рулём сидел мужчина пенсионного возраста сумрачный и небритый. Забравшись в кабину, я только хотел расслабиться, как шофёр рявкнул: «Убери коробку». Мгновенно выполнив его распоряжение, я сдвинулся в угол, прикрыл глаза, начал тихонько покачиваться. Соскучившись в безмолвии, открыв глаза, увидев, что дорога сблизилась с морем возле Кий острова, я решил скрасить путь разговорами. «Тут санаторий или дом отдыха союзного значения?». -А, хуйня это всё – реклама, - раздражённо бросил водитель, оказавшийся злым и сердитым на весь мир, - Что там делать? Одни камни. Вот сделали бы на Солнечном озере – в сторону от Маложмы. Вот там места, такие боры. Но разве эти мудаки на что-нибудь способны. -Давно в этих краях? -С 54 года живу в Онеге, а с 56 работаю на лесовозах. Скоро на пенсию, - каждое слово его звучало зло и несло в себе мощный заряд раздражения, даже когда он что-то хвалил, - Лесовоз – хорошая машина, и мотор, и коробка передач, но раздаточная коробка – такое говно, что слов нет. Приезжаешь – она горит, а запчастей нет. Чего делают в промышленности? Конструктора всё хуйнёй маются, гайки, винтики всовывают. Поебался бы он с ней сам, да на морозе, да под гнусом – вот тогда сделал бы по-настоящему, а так, ебёт его что ли. Шофёр замолк, пожал плечами и продолжил: «Сейчас стало намного хуже. Раньше норма была 19 кубов, а сейчас - 24. Раньше делали 4-5 ездок, а сейчас – 1-2, вот и упали заработки. Да к тому же, всё нормы режут. Приехал, например, один из этих долбаёбов, увидел средний заработок сучкоруба – 300 рублей, и тут же приказал срезать. А не подумал мудак, невдомёк ему, что человек весь день машет топором и в жару с комарами и мошкой, и в холод с морозом и снегом. На той неделе леса не было, так как не успевали доставлять, вот и делали по одной ездке, а сейчас лес есть, да как бы дожди не пошли». -Когда труднее работать? -Лето хуже: то дождь, то пыль, а зимой – дорога стекло. Холодно только в машине, а летом жарко. Сделали мудаки тарантас. А это сзади – зачем лесовозу такое пространство чуть не для сна, - он обернулся, указывая на ничем не занятое место до задней стенки кабины, - КАМАЗ – машина дерьмо – татарское чудо, зато внутри шик. Верхнеозёрск -83. Записки врача стройотряда. Первая страница следующая страница возврат к началу. |