Встречи. Сумерки. Гуш Катиф. 15-17.08.05. Служба идёт и без сна. 6

Встречи.
Главная страница


Сумерки. Первая страница


Гуш Катиф
15-17.08.05. Служба идёт и без сна.

-6-

Иногда, из-за отсутствия иной возможности, используется ненормативная лексика.

Союзе на противников погрома и депортации просто послали бы полк солдат, и через полчаса всё было бы закончено. Газета «Правда» опубликовала бы письма простых советских граждан осуждающих отщепенцев и наймитов империализма, осмелившихся не согласиться с генеральной линией партии, - сказал Михаэль.

-Это анекдот быт такой: отклонялся ли от генеральной линии? Отклонялся вместе с генеральной линией, - вставил Алон.

-Ну, во-первых, не в годы расцвета Застоя – расстрел мирного движения был уже практически невозможен, я уже не говорю о Перестройке и Гласности. И, во-вторых, даже при вожде всех времён и народов тов. Сталине выселяли, это правда, но разве во время войны депортировали своё самое лучшее, самое патриотичное население, чтобы отдать землю своим самым лютым врагам – например, нацистам? Да вообще, большевики отдали кому-то хоть кусочек страны? Что может быть более безумного, чем сдача своей земли? - не согласился я.

-Тоже верно, - кивнул Михаэль.

-Вообще, кто и когда отдавал свою землю врагам, которых победил и которые слабее? Врагам, которые используют эту же землю, как плацдарм для нового нападения, которое неизбежно? Не проявляется ли в этом поведении Шарона и вообще всей израильской элиты, которая уже вся обратилась в продажную клику, желание закрыть страну? – подложил я руки под голову и смотрел в голубизну неба, в котором барражировали военные вертолёты, хотя у защитников Гуш Катифа никакой авиации не было, и быть не могло.

Толи вопрос был риторическим, толи всех разморило, но над нашим небольшим лагерем повисла тишина, лишь подчёркиваемая шумом киббуцного мотора и летательных аппаратов Армии Обороны Израиля.

В полудрёме я думал: «Как жили в этих диких краях первопроходцы из первой, второй и третьей Алии 1? Из достаточно цивилизованной страны – именно такой была Россия конца Х1Х начала ХХ веков, чтобы про неё не говорили - они попадали в дикие пустыни, малярийные болота да под ещё более продажную и беззаконную власть турецких пашей.

-Согласно еврейскому закону царь может брать с народа деньги только на оборону, - вырвал меня голос Алона из сладких объятий Морфея.

-Хотел бы я знать имя хотя бы одного такого царя, - скептически бросил Михаэль.

Аркадий Соловейчик часто говорил по мобильнику, вставал, отходил, возвращался, продолжая какие-то свои, начальнические разговоры. «В Офаким (название городка) полицейские сказали: «Мы все за вас»», - прекратил он одну из своих телефонных бесед.

-Теперь осталось ждать только присоединения армии, - встрепенулся Авигдор.

-Должно что-то произойти: десятки тысяч должны завтра заполонить дороги страны, - опёрся на локоть Венечка.

-Самое главное мы – здесь, остальные подтянутся, - усмехнулся Григорий, на этот раз, не сняв наушников.

Ветеран протеста против погрома Лев сладко спал рядом с навесом, уютно устроившись на выпирающих из земли корнях высокого эвкалипта.

-Счастливый человек, но что он будет делать ночью? – как бы прочитав мои мысли, спросила единственная девушка Юля.

-Как-то выходим мы в шабат (суббота) после молитвы из синагоги и к нам пьяный прицепился: «Почему вы устроили свою синагогу напротив церкви? Там Пушкин венчался, - заговорил промолчавший почти всё время гражданин России Юрий, - Мы ему отвечаем: «Пушкин венчался на Никитских воротах». «Нет, - продолжает приставать пьяный, - Там формально, а для народа – здесь».

-Ну, и чем дело закончилось? – спросил Алон.

-Разошлись мирно.

-У нас тоже было дело. Я начинал учиться в московской иешиве 2. Как-то летом, пятничным вечером, то есть, в эрев шабат (пятничный вечер), после молитвы и трапезы пошли мы погулять по Красной Площади. Было нас человек шесть, все в чёрных костюмах при галстуках и чёрных ермолках. Подходит к нам милиционер: «Ваши документы». Мы ему отвечаем: «По субботам нельзя ничего носить». «Но сегодня – пятница». «В Библии написано: «И был вечер, и было утро – день один». Поэтому еврейский день начинается с вечера – у нас уже суббота». Он только отдал честь и ушёл, - что-то рассматривал Михаэль на закрывающей его от палящего солнца натянутой между деревьями сетке.

-Героически ничего не делаем – лежим, - потянулся Алон к гитаре и взял аккорд.

Михаэль помолчал и продолжил: «Тонет английский корабль. Суета, паника, все пытаются схватить любое место. В этот момент подходит к капитану джентльмен и спрашивает: «Где тут у вас бот для курящих».

-Мы б сейчас спросили: «Где тут у вас бот с кондиционером», - смеётся, перекатываясь на живот Авигдор.

Борис Малкин – седоватый, морщинистый мужчина в ермолке лет 63-65, с которым я начинал наше путешествие, большую часть времени лежит невдалеке под деревом. Обычно он разговорчив и активен, но, похоже, сейчас плохо себя чувствует, и потому за всё время произнёс не больше нескольких слов.

-Вот ещё анекдот, - весело продолжает Михаэль, - Падает джентльмен за борт. На него нападает акула. Джентльмен хочет ударить её ножом. Ему немедленно сверху кричат: «Сэр, рыбу ножом».

Опять тишина, лишь шумит соседний кибуц.

-Шарон – говно, - голосом священника, как на Пасху, нараспев басит Михаэль.

-Воистину, говно, - подстраивается под тон приятеля Юрий.

-Интересно, сколько просоченцев В Гуш Катифе? – лежит на правом боку Авигдор.

-Тысяч 10, а то и больше, - отвечает Аркадий.

-Мало. Требуется тысяч 50, - говорит Венечка.

-«Горе стране, которая за столом переговоров отдаёт завоёванное кровью на поле боя её солдатами», - вспоминаю я.

-Черчилль, - пытается прочертить что-то веточкой на жёсткой корке земли Аркадий.

-Точно. А это кто сказал: «Если бы у евреев было своё государство, то они его бы продали»?

-Вольтер, - продолжает свою работу Аркадий.

-Совершенно антисемитское изречение, - говорит Юрий.

-Только мистер Шарон сделал из него правду, чтобы не подвести французского философа-антисемита. Переживаемую нами израильскую эпоху можно так и назвать: «Всё на продажу» или верификация антисемитских обвинений. Точнее, даже не верификация, а превращение их в абсолютные истины, - отгоняю я самую назойливую муху, представляя её Шароном.

-Да, скорее, воплощение в жизнь, - говорит Соловейчик.

-Точнее, в нашу смерть, - прихлопнул я таки омерзительное насекомое.

-И так-то наше общество расколото. Шарон лишь углубляет этот раскол, - тихонько беседует со своим приятелем Григорий.

-Некоторые национально-религиозные круги очень идеализируют государство, просто обожествляют его. Практически речь начинает идти о фашизме, - говорит Венечка.

-Каковы будут последствия? - качает головой Григорий.

-Очень возможна харедизация 3 национально-религиозного лагеря, - отвечает Венечка.

-Не верю, что надолго, - говорит Григорий.

-На меня надвигается на стене таракан, - запел Михаэль на мотив старой песни «На меня надвигается по реке белый лёд» из такого же старого кинофильма,
-Ну, и пусть надвигается – у меня есть наган.
-Нажимаю на кнопочку – таракан решето.
-Можно было б и рюмочку,
-Ну, а мне – всё равно.

-Браво, маэстро, - зааплодировали почти все, разбудив Льва.

-Когда-то была группа под названием «Водопад» и в репертуаре их была одна замечательная песня, которую они исполняли в стиле ретро, - сказал и запел Михаэль, -
Кто придумал в пятницу работать?
Ведь мы же не работаем в субботу,
Не работать бы и в четверг…
И так все остальные дни недели.

-Грамотная группа, жалко, что не слышал никогда. Но что такое ретро? - допил очередную бутылку воды молодой, полноватый человек Барух – тоже мой попутчик по ночным гонкам.

-500 человек повели на допрос, - подошёл с последними новостями Аркадий, - Кроме того, прошёл слух, что из Гуш Катифа выгнали всех проникших…

-Просоченцев, значит. Это уже очень плохо, - сказал Венечка, - Тем более, нужны десятки тысяч для перекрытия дорог и перекрёстка Кисуфим.

-О 500 схваченных мы уже слышали, - сказал Авигдор.

-Может быть, израильтяне просто устали от напряжения и хотят просто спокойно жить? – спросил российский гражданин Юрий.

-Если это так, то это очень плохо, - вытер обильный пот с лица Авигдор.

-Самый яркий пример усталости населения - это Россия 1917 года. Большевики на немецкие деньги разложили русскую армию. Развалили фронт. Начались братания с немцами – русские устали воевать: «Наплевать, наплевать, надоело воевать». Штык в землю, «Мир – народам! Земля – Крестьянам! Власть – рабочим!» Или какая-то подобная херня на постом масле и собачья брехня. Прошло совсем немного времени и эти «уставшие воевать» русские ещё почти пять лет бились не на живот, а на смерть, да и не с чужими, а пять лет своих резали. Так что все разговоры об усталости народов – это демагогия и ложь. Просто идёт тотальное оболванивание, сказал я.

-Шарон устал, - кивнул Григорий.

-И Шарон не устал править и воровать, что у него почти одно и то же. Просто элита, извините, клика полностью разложилась и решила продать это государство… - вставил я.

-У меня всё время ощущение, что вы преувеличиваете, - покачал головой Григорий.

-Мне же представляется, что я преуменьшаю, - улыбнулся я, - Хотя многие мои знакомые считают меня не просто правым, но крайне правым, но я просто не хочу попасть в ситуацию всё той же гражданской войны: «В вагоне Директория, а под вагоном – территория».

-Вы – расист, - усмехнулся Михаэль, - Но не огорчайтесь: я тоже.

-Ты – расист, и я – расист оба мы расисты, - пропел Авигдор.

-Желание выжить для еврея – это расизм. Еврей, который хочет выжить, в нарушение всех правил политкорректной игры, требующих от него сдохнуть покорно и как можно быстрее, - определён как экстремист и расист. Приговор окончательный и никакому обжалованию не подлежащий. Казнить, нельзя помиловать! Место запятой увековечили отныне и присно, да на веки вечные, - быстро-быстро на одном дыхание выдал я.

Несколько человек засмеялось.

-Алон, хочешь колбасу? – принялся восстанавливать непонятно на что потраченные калории Михаэль.

-Спасибо, я не хочу есть, - посмотрел Алон на свой заметно выпирающий животик.

-Я же не еду предлагаю: я про колбасу, - усмехнулся Михаэль, - Это почти как: «Баба по воду ходила. По какому поводу ходила?»

-Когда-то бы анекдот, - подошёл к основным силам оживший и повеселевший Борис Малкин, - «Ночевала тучка молодая на груди утёса-великана». «Кто? Кто ночевала?» «Тучка». «А, а я думала кто-то из знакомых».

-Ешиботник (ученик иешивы – ешибота) пришёл к раввину: «Ребе, я жениться хочу». «Женись». «Но тогда мне будет трудно учиться». «Тогда не женись». «Но, если я хочу жениться…» и так далее, пока ему раввин и не говорит: «Крестись». «Как можно, почему ребе?» «Будешь морочить голову попу», - сел Михаэль, сладко потягиваясь.

-Знаете вот этот. Франция. Идёт урок. Учитель говорит: «Б-га нет. Давайте покажем фиги небу». Все детишки это делают, кроме, Давида. «Давид, ты, почему не показываешь фигу?» - возмущается учитель. «Если Б-га нет, то некому показывать, а если есть, то зачем портить с ним отношения», - совсем пришёл в себя Борис.

Бока мои от лежания заболели. Я встал и побрёл прочь. Метрах в 200 от нашего бивуака расположилась группка из 6 человек: 4 вязаные ермолки 4 и один - самый продвинутый годами, лет 45 – в чёрной.

-Шалом, - поприветствовал я наших боевых товарищей - это были все не говорящие по-русски.

-Шалом, - ответили они мне почти хором.

-Откуда вы? – спросил я.

-Кто откуда. Меня зовут – Моше. Я – из Ришона (Ришон-ле Циён – город). Эли и Надав - из Петах Тиквы (город), - указал мужчина в чёрной ермолке на молодых людей лет 23-25, худеньких, рыжеватых, чем-то неуловимо похожих друг на друга, - Элиэзер - из Иерусалиме, - кивнул Моше на полноватого мужчину лет 35, - Галь живёт в Кфар Сабе (город), - представил он последнего бойца их группы - внешне, на первый взгляд, совсем парня до двадцати, но, присмотревшись, замечаешь уже появившиеся гусиные лапки вокруг глаз, которые говорят о большей длительности существования.

-Давно здесь? – спросил я.

-С ночи, - ответил Моше.

-Вы из какой-то организованной группы?

-Нет, каждый пробирался сам по себе. Познакомились здесь, - подошёл Элиэзер, - А вы?

-Мы прорывались группой. Большинство полицаи утром повязали.

-Что-то будет? – кивал Моше.

-Зависит от количества осмелившихся выйти завтра, - ответил Надав.

-У вас чисто русская группа? – спросил Эли.

-Да.

-Молодцы, - акцент Надава выдавал его родной язык, без всяких сомнений - французский, - Я в Израиле два года. Родственники остались в Марселе. Но там становится из года в год хуже – всё больше и больше арабов, а это сами понимаете, что такое.

-А где вы родились? - спросил я, будучи уверенным, что не во Франции, а в одной из стран северной Африки.

-В Ливии.

-Я всё время путаю: где немцы устроили концлагеря для евреев в Тунисе или Ливии?

-Кажется в Ливии, - голос Надава звучал неуверенно.

-Об этом мало говорят и мало кто знает. Я видел несколько человек, которые побывали в этих лагерях, но каждый раз путаю страну: одна из двух – Ливия или Тунис.

-Наша беда, что очень мало, таких как вы, неверующих, присоединилось к нам, - сказал житель Иерусалима Элиэзер.

-Хотя я и без ермолки, но определить себя неверующим не могу.

-Вот и отлично. Пришло время минхи 5. Давайте, организуем миньян 6, - сделал шаг в мою сторону Галь.

-Пошли поднимать народ, - улыбнулся я.

В нашей группе лишь трое: Аркадий, Лев и я ходили с непокрытой головой, и значит, предложение молиться в миньяне встретило самое горячее одобрение. Аркадий и я приняли участие в богослужении. Лев остался на своём, ставшем для него рабочим, месте. Юля, как не обязанная три раза в день молиться, тоже осталась при нашем бивуаке.

Почти два десятка мужчин, то есть, значительное превышение миньяна – 10 молящихся - собралось возле стоянки не говорящих по-русски.

У всех, кроме Соловейчика и меня, были свои сидуры – еврейские молитвенники. Потому мы с Аркадией повторяли произносимое молящимися и копировали их движения, прежде всего, вместе со всеми прикрыли глаза правой рукой, когда говорили «Шма Израэль, Адонай Элохейну, Адонай Эхад» 7.

предыдущая страница
Гуш Катиф. Первая страница
следующая страница

возврат к началу.

Примечания.

1 – Алия - (עֲלִיָּה, `восхождение`), 1) переселение евреев в Израиль на постоянное жительство; 2) группы евреев, прибывшие в Эрец-Исраэль (на Землю Израиля) из какой-либо страны или в определенный промежуток времени (например, германская Алия, пятая Алия.). Термин «Алия» («восхождение») применительно к репатриации евреев в Эрец-Исраэль возник в эпоху возвращения из пленения вавилонского. С этого времени Алия стала постоянным явлением еврейской истории, осуществлением пророчеств об избавлении.
Электронная еврейская энциклопедия
Первая Алия - Первая алия (1882-1903) из России
Вторая Алия – в 1904-1914 годах из России в Страну Израиля прибыли более 35.000 человек. Они составили вторую Алию. Их никто не посылал в Страну, и за ними не стояло никакой организации, но именно они сыграли основную роль в становлении национального ишува (еврейского поселения) на Земле Израиля.
Третья Алия – 1919-1923 Россия
«Методические материалы по истории сионизма».
Возврат.

2 – ИЕШИВА` (יְשִׁיבָה; буквально `сидение`, `заседание`; множественное число יְשִׁיבוֹת, иешивот; в русской традиции — ешибот), в еврейской истории — название института, являющегося высшим религиозным учебным заведением, предназначенным для изучения Устного Закона, главным образом Талмуда...
Электронная еврейская энциклопедия
Возврат.

3 – харедизация - превращение в харедим – ультра-ортодоксов
Возврат.

4 – в Израиле вязанные ермолки - это, прежде всего, отличие, так называемых, национально-религиозных, то есть, ортодоксов, идущих в ногу со временем, служащих в армии, активно участвующих в жизни государства, которое считают исполнением пророчеств.
чёрные ермолки - это, в основном, признак, так называемых ультраортодоксов. Кроме того, они носят чёрные костюмы и галстуки. В армии обычно не служат. Стараются вести жизнь, как бы не зависимую от современности. К современному Израилю, обычно, относятся, как к одному из государств рассеяния.
Возврат.

5 – мин'ха (מִנְחָה, буквально `дар`, `приношение`), предвечерняя молитва, одна из трех ежедневных молитв еврейской литургии, включающей также утреннюю (Шахарит) и вечернюю (Ма‘арив). Название взято из библейского рассказа о том, что пророк Илия произносил молитву во время жертвоприношения минха (I Ц. 18:36). По преданию, канонизацию трех ежедневных молитв, включая Минху, осуществил Великий собор. Молитвы Шахарит и Минха — субституты ежедневных жертвоприношений в Иерусалимском храме, причем Минха соответствует приношению агнца на заходе солнца (Чис. 28:8; Бр. 26б). Талмуд, приписывая установление трех ежедневных молитв патриархам, введение Минхи связывает с Исааком (Бр. 26б).
Электронная еврейская энциклопедия
Возврат.

6 – МИНЬЯ`Н (מִנְיָן, буквально `счет`, `подсчет`, `число`), кворум из десяти взрослых мужчин (старше 13 лет - совершеннолетие) необходимый для общественного богослужения и для ряда религиозных церемоний. Талмуд устанавливает число 10, ссылаясь на ряд библейских стихов (Чис. 14:27, где термин эда — `общество` — прилагается к десятерым, Руфь 4:2 и другие; ср. также Быт. 18:32).
Электронная еврейская энциклопедия
Возврат.

7 - ШМА (שְׁמַע, `слушай`), стихи из Пятикнижия, содержащие провозглашение идеи монотеизма. Стихи начинаются с фразы «Шма, Исраэль...» («Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть», Втор. 6:4). Шма занимает в еврейской духовной жизни и в литургии одно из центральных мест. Чтение Шма (кри‘ат Шма) было признано религиозной обязанностью еще в 3 в. н. э.
Электронная еврейская энциклопедия
Возврат.



Используются технологии uCoz