Встречи.
Главная страница


Неучёные
заметки
путешествующего
израильтянина.


Непал-2008.
Первая страница.

Непал-2008.

-33-

Все имена изменены. Никакие совпадения невозможны и, более того, строго запрещены.

И вот я вновь в ресторане «Mike`s», что по-над озером Фева. Я сижу возле белого колончатого забора, отделяющего территорию гостиницы от берега.

Ещё недавно мы здесь жили. Сейчас я совсем чужой им, но официанты подходят с улыбкой, спрашивают: «Не желаете ли чего?» и с такой же улыбкой отходят. Я могу сидеть, где хочу, во всяком случае, в Покхаре.

Почему-то меня вычислила пожилая тибетка. Она подошла с той стороны забора, достала свои товары и стала предлагать. «Спасибо», - отказался я. «Откуда вы?» - не успокаивалась коробейница. «Из Израиля». Вы не похожи на израильтянина. Вам следует только «лук» - посмотреть то есть, на её товар». «Не сейчас», - бросаю я неосторожную фразу. Потому-то, когда часа через два я прохожу мимо ресторанчика, где на иврите израильтянам обещают 10% скидку, тибетка вылавливает меня со словами: «Я вас столько ждала». «Это ваша проблема», - отвечаю я, но не тут-то было - она тут же раскладывает товар и вынуждает меня присесть. Цены немалые. «Сколько стоит браслет?» - интересуюсь я из чистой вежливости. «Непальская цена 250 рупий». «Нереальная цена. 80». «200». Я решительно встаю. Она перекрывает путь: «150». «80». «Ладно. У тебя удачный день», - соглашается тибетка.

Лиза вернулась в гостиницу обвешанная подарками. «Вся моя питерская квартира станет как Непал, - смеётся она и продолжает, - Собираетесь приехать сюда вновь?»

-Если Бог захочет, - перевожу я на русский язык ивритское выражение.

-Есть люди, которые гуляют по белу свету в одиночку. Помните, ту девушку во время подъёма, вы ещё с ней общались. В Индии я разговорилась с одним мужчиной из Англии. У него умерла жена, и он целый год бродил по Индии один, может и сейчас продолжает. Я знала несколько русских, которые болтаются по всему миру. Но это - особенные люди. Я люблю путешествовать, но так вот, совсем без Родины, я бы не смогла.

Я молча киваю головой, разумеется, вспоминаю израильтян, способных «так вот, совсем без Родины» Агасферы. Это что генетическое? Кармическое? Лиза вместе с Верой идут продолжать «шоппинг». Я направляюсь в «Бейт Хабад».

Магазины, рестораны, конторы зазывают клиентов. Праздная толпа наслаждается жизнью. Непал - рай не только для людей, но и для собак: они свободно валяются на тротуарах и их все обходят. При мне никому и в голову не пришло пнуть ногой или сделать чего похуже мешающему проходу псу. Здорово.

Сегодня на улице Приозёрной мне предлагали хорошую марихуану уже не дети. Пожилой худой мужик, загадочно мигнув, произнёс: «Смол смоук», и очень удивился моему отказу. Молодой полный тип в красном спросил: «Откуда вы из России?» «Нет, я из Израиля». «У меня друзья из Хайфы и Тель-Авива. Откуда вы в Израиле?» «Из Хадеры». «У меня хорошая марихуана». «Сенк ю», - ускользнул я от настойчивого продавца.

Непалец в «Бейт Хабаде» приветствовал меня: «Шалом».

-Шалом, - улыбнулся я в ответ.

Из кухни разносятся благоухания выпекаемых к субботе булочек.

Ави сидит в кабинете за компьютером. Увидев меня, приглашает войти и спрашивает: «Вы видели израильтян?».

-В горах нет, внизу, в Таповани, да.

-Вы родились в Израиле? - любопытствую я.

-Да. Но мой папа отслужил в Советской Армии, а потом приехал в Израиль где-то в 1971 году с Западной Украины. Он хотел учить меня русскому и идишу, но мне было скучно. Сейчас я жалею. Собираюсь учить сам. К сожалению, папа мне уже не поможет: он умер 5 лет назад от рака кишечника, и было–то ему всего 53 года.

-Вы из религиозной семьи?

-Религиозной, но не очень. В Израиле все эти понятия ничего не говорят. После школы я вообще перестал носить кипу и молиться, посещать синагогу. Отслужил армию и поехал болтаться по миру, как это и делают большинство демобилизованных солдат. Лет восемь назад в Катманду я зашёл в «Бейт Хабад» и встретил там человека, который изменил всю мою жизнь. Два месяца я провёл с ним. Разговаривал, спрашивал, начал молиться. Сначала я не относился к Хабаду, но потом стал понимать, что за Ребе стоит нечто большее. Так я и стал хабадником и собираюсь стать раввином.

-Вы делаете огромное дело, но лишь потому что государство палец о палец не ударяет. Государство должно открыть подобные места.

-Государство открыло консульства для помощи в случае всяких проблем. Но если государство откроет, то это будет нечто совсем другое. У Хабада есть совсем не государственная задача: приблизить еврейский народ к Торе. У каждого человека есть его предназначение в жизни, что он должен делать и сделает лучше всех. У народов тоже. У государства, скорее всего, не будет никаких ценностных, мировоззренческих, религиозных намерений. Если государство откроет, то оно устроит чисто формальное учреждение. Мы не хотим тащить людей силой, но пониманием нашу роль однозначно: привести евреев к осознанию ими своей роли и своей ответственности. Тора -это наша жизнь и наше место в этом мире. Кроме того, государство захочет внести в такие места государственность. Любой израильтянин, например, друз после армии, который вдруг последует заразительному еврейскому примеру, и поедет по свету, тоже будет иметь право зайти в «Бейт Хабад»…

-Если друз, на самом деле, захочет прийти? - прервал я Ави.

-Мы открыты для всех. Любой человек может зайти и сидеть. У нас нет никаких тайн и секретов, но это чисто еврейское место. Не еврею здесь неинтересно. Нет, в личном, в человеческом плане у меня нет возражений ни против кого, но что не евреям здесь делать? Как вы заметили, у нас и вывеска на иврите и на английском. К нам приходят не только израильтяне, но и евреи из Англии, Америки, любой другой страны. Вот сейчас на балконе сидят ребята из США и Франции. Наша задача привести к Торе весь еврейский народ, а не только израильтян.

-Может вы и правы, я поторопился: от израильской власти я тоже не ожидаю ничего хорошего, во всяком случае, для евреев.

Ави слегка кивнул.

-У меня есть ещё вопрос. Всё-таки каждое место требует своей одежды. Царь Давид не носил штраймель (меховая шапка, которую ортодоксы надевают по субботам и праздникам). Религиозные в Израиле носят одежду как в галуте (рассеянии). Это непризнание Израиля? Они чувствуют в Израиле, как в чужой стране, как в средневековой Польше?

-Религиозные - это ни о чём не говорит. Мы не носим штраймелы. Но есть некий, как сейчас говорят, дресс-код. Человек приходит на работу соответствующим образом одетым.

-Но почему в средиземноморской стране с субтропическим климатом хасиды носят одежды средневековой Европы? Почему лапсердак средневековой Польши - признак иудаизма и еврея? Таким образом, они не признают Израиль еврейским государством?

-Вы правы, Израиль, на самом деле, не еврейское государство. Есть ортодоксы, сейчас их становится меньше, которые вообще возражают против самого существования Израиля. Хабад же всегда стоял за Израиль. Ребе не только переживал и душой болел за Израиль, но и делал всё для выживания Израиля.

-Я знаю. Сразу же после Шестидневной войны он обратился к израильскому правительству с предложением изгнать всех арабов.

Ави кивнул.

Я встал.

-Приходите к нам сегодня вечером - будет лекция на тему «Самосознание в иудаизме».

Я прошёл по узенькому коридору в зал, на входную дверь которого смотрит пожилой мужчина с большой, окладистой, белой бородой в чёрной шляпе – умерший в 1994 году лидер Хабада - Любавический Ребе, или просто Ребе. «Где теперь его душа? - думаю я, - Считается ,что по Земле прошло около 70 миллиардов человек, где все их души? Неужели удар по башке, мозги всмятку и на этом всё кончилось?»

Мой знакомый блондин Ран и его подруга тёмненькая Мадлен обедают.

Мы радостно улыбнулись друг другу, и я сел рядом с молодыми людьми.

-Где вы уже побывали? – начал я.

-В Индии. Объехали почти всю страну. На север Индии едут, в основном, желающие наркотиков. Юг - предоставляет различные пейзажи, - сказал Ран.

На одном из столов покрытых красными скатертями лежат книги на иврите и две тетрадки: вышедших на треккинги и путешествующих.

Тетрадь путешествующих заполнена одними самыми искренними благодарностями Хабаду, и есть за что.

Из ресторана, который, по сути - веранда - открывается фантастический вид на озеро Фева, дальний берег которого образован зелёными склонами гор. Не спеша парят в небе парапланы. Скользят лодки по сонной воде. Белеет Ступа на вершине на том берегу.

возврат к началу.



Используются технологии uCoz