Встречи. Заметки путешествующего израильтянина. Гималаи-2007. 33.

Встречи.

-33-

Все имена изменены.

Храмы Харидвара.

аридвар переводится как "Ворота в рай", - произнёс Георгий.

-Как бы он не переводился, я не еду, я своё отгулял, мне надо работать, - поутру тянулся Олег на каменном дворе гостиницы.

-Да, нет, Харидвар переводится, как "Врата в царство Господа Хари", - внезапно появилась на площадке Лиза.

В конце концов, в Харидвар поехали только Лиза, Кирилл, Георгий, Ирина, Ананд и я.

Проехав величественную, многометровую, культуристкую статую Шивы с трезубцем – визитная карточка Харидвара - мы поднялись на фуникулёре в занимающий одну из невысоких вершин левого берега Ганга Храм.

Наверху, возле Храма крутилась тьма обезьян, которые вели себя настолько по-хозяйски, а то и по-хамски, что некоторые просто нагло нападали, вырывая из рук, в основном съестное. Ирину пришлось спасать от одного из крупных волосатых, хвостатых родственников, что-то оравшего и пытающегося отобрать её сумочку. Удивительно, но всё равно я чувствовал к этим пародиям на людей какое-то умиление.

-В Индии хорошо кормить обезьян - это улучшает карму, - как будто бы объяснила происходящее со мной Лиза. Не оставалось ничего другого как купить пакетик орешек и тут же раздать его братьям нашим меньшим из родственного нам отряда приматов.

Всегда и везде Ананд поражал энергией – её хватит на самый большой стадион мира. Но энергия эта не агрессивно жёсткая, а мягкая, обволакивающая, добрая, но одновременно твёрдая, умеющая добиваться своего с лёгкой примесью игры. Этот невысокий, смуглый, чуть горбящийся, полноватый, усатый, какой-то плюшевый мужчина с редко сходящей с лица улыбкой всегда готов тренировать, рассказывать, петь мантры, просто трепаться. Личность. С первого взгляда мне не увиделись морщинки вокруг ушей, но они явно проступали вблизи.

-Евреи – молятся, но у вас, евреев, есть лишь один Храм, - весело выдал Ананд.

-У нас был Храм, его разрушили римляне. Сейчас у нас нет Храма.

-У вас есть аль-акса.

-Это не наш храм. Она стоит на месте нашего Храма.

-Верно, - согласился гуруджи и подбежал к продающей сок из тростника палатке.

Фантастические, не исключено со времён английского правления, огромно-колёсные устройства по выдавливанию сока из тростника. Если бы только быть уверенным, что после приобретения Индией независимости в 1947 году эти соковыжималки помыли, хотя бы один раз.

Поедающий только что купленное мороженное Георгий рассуждал: "В Европе такое мороженное не поешь: в этом всё натуральное: и шоколад и сливки, ничего не пожалели".

Ананд не успокоился, пока не напоил всех, кроме меня, каким-то напитком остропряного, попросту странного вкуса на основе сока манго.

-Это входит в экскурсию, - покорно и стоически допил стакан Кирилл, - Дай-то Бог, чтобы пронесло… - подумал и добавил, - Только пронесло.

Бесконечны истории гуруджи. Интересно, бывают времена, когда он не активен, не мягко-твёрд, не насмешливо добр?

-Пикули – это маринованные фрукты, - радостно трещал Ананд, - Один раз я вёз пикули из манго. В аэропорту меня спрашивают: "Что это?" "Пикули". "Намазка? Взрывчатка?" "Нет, еда". "Дай мне". "Пожалуйста, попробуйте". Таможенник съел, сказал: "Гуд. Дай ещё". "Нет, не могу, для приятелей", - закончил Ананд весёлым смехом.

-Странное у них у всех питание - совсем и не йоговское: едят при первой же возможности, что попало и много, - подумал я, когда группа во главе с мастером оккупировала одну из прихрамовых забегаловок, - Однако, и очень много попадало, - начал чувствовать я тяжесть в желудке.

-Харидвар - город небольшой, но спиричуэл, в духовном плане очень важный для нас, - говорил гуруджи.

После первых двух храмов на вершине горы над Харидваром служащие выдают билеты на автобус в другой Храм на правом берегу Ганга. Сначала мы собирались поехать на автобусе с паломниками во второй Храм, но нас тут ждало такси, поэтому мгновенно передумали. Уселись в своё транспортное средство с намерением отправиться не в Храм – "Он точно такой же", - сказала побывавшая здесь несколько раз Лиза, но сразу, же в академию аюрведы, которую проезжали по дороге из Ришикеша и решили обязательно заехать на обратном пути. Ананд кивал головой, а потом бросил "Вы уже здесь, следует хотя бы заглянуть и во второй Храм". Отговорил-таки. Кто бы сомневался.

Второй Храм расположен ближе к городу и Реке. Лишь только мы подъехали к месту большой и грязной, заполненной машинами и беднотой самого разного возраста стоянке, как нас обложили нищие.

-Они до сих пор калечат маленьких детей, чтобы те попрошайничали. Готовят профессиональных нищих на всю оставшуюся жизнь. Закона нет или не применяется, - протянул клянчащему малышу монетку Георгий.

Некоторые дети, или женщины с грудными детьми в одной руке и пустыми мисками в другой, или старухи не отставали от нас – выделяющейся группе иностранцев, поблизости других не наблюдалось - по сотне метров. Часто звучало слово "Бакшиш". Бабки давай, короче говоря.

В неширокую, мелкую - по грудь мужчине - протоку - толпами прыгают мужчины и, если поджимают ноги, то их несёт вниз по течению. Детишки сигают солдатиками прямо с моста. Женщины в сари омывают тела в святой воде в тихих заводях, отгороженных вбитыми в дно железными стойками, между которыми натянуты цепи.

-Раз в 12 лет большое омовение в Ганге – называется Кумб-мела - собираются десятки миллионов, сказала Лиза.

Для сокращения времени в пути взяли велорикшей. Улица к Храму – непрерывный ряд магазинов, магазинчиков, развалюх, шикарных, специализированных, продающих всё что попало. Всё шумит, пышет, гудит, движется. Вот и Храм. Опять раздевание обуви.

-Гребут бабки – скептически бросил Кирилл. В каждой нише, комнатёнке, загончике перед картинами и фигурами Божеств сидят мужчины, в основном молодые, которые стригут купоны и за это мажут лбы паломников.

-У нас бы народ так не пошёл, если бы ещё какие аттракционы, - покачал головой Георгий.

-Или наливали бы по стакану, - бросил Кирилл.

-Они впитывают свою веру с молоком матери. У них нет разницы между учёбой, верой и жизнью. Для них – это и есть жизнь. Это - единственный смысл жизни. Скажем честно, не просто не плохой, но очень даже хороший. Они для этого проходят и даже проползают тысячи километров, - вспомнил я инвалида на костылях с необутой изуродованной ногой преодолевающего по снегу последние километры из 14 перед Кедранатхом.

Благодаря Ананду мы везде покупали цветы. В этом Храме Георгий приобрёл даже такой дорогой, как лотос.

По возвращении, перед каждым одеванием носок и туфель я протирал ноги руками. Уже на выходе перед фуникулёром - с него открывается захватывающий дух вид на город Харидвар после множественных фотографирований - экое слово вбросили в новорусский язык "сфоткаться" – вдруг обнаружилась забегаловка.

Ну, как её пропустить-то. Сначала чай масалла - чёрный с молоком и специями. Вдруг Ананд притащил на подносе 3 тарелки заполненные пережаренным тестом, в котором вроде бы запекли овощи и железную мисочку с зелёной подливкой.

Неожиданно для себя самого я решил отпробовать этого, рационализируя предлогом неудобства - гуруджи предлагает; незадолго этого я вновь отказался от предложения всё того же гуруджи по поводу питья какой-то местной адской смеси: вода, перец, сахар, соль специи, вроде бы манго. На этот раз бес попутал и затмил разум. Лишь в последний момент, увидев, как Ананд ополаскивает руки под ближайшим краном, я сделал подобное. Я даже забыл о постоянно находящихся в сумке мокрых салфетках - так уж хотелось не обидеть гуруджи или просто очень проголодался. Ну, и так как индийцы не освоили ещё не только безобразия Европы в виде вилок и ложек, но и китайских палочек, то жор шёл лапами. Ничего хорошего это пережаренное тесто из себя не представляло, благо хоть острое. Лишь отведав всласть совершенно ненужное, я вспомнил, что не только несколько раз надевал и раздевал этими же руками красовки, но и сметал ими прах с ног. Разумеется, ходил я совсем и не по стерильному двору и полу храмов. Страх забушевал в сердце. Чтобы подлить масла в огонь, разумеется, ни о чём и, не догадываясь, Георгий в машине поведал: " Один мой приятель поехал в Индию омолодиться и оздоровиться. Приехал в Ришикеш. Где-то попил как-то сока и подцепил заразу, поедающую печень. Плохо ему стало ещё в Индии. Тут ему что-то сделали, и он быстро рванул домой. Приехал в Питер и совсем заболел. Его обследовали и нашли паразита в печени, который почти сожрал её. Ещё немного и печени не осталось бы совсем. Спасли в последний момент: лечили какой-то новой методикой – вводили антибиотики прямо в печень, прямо в поражённые участки. Всё равно этот паразит успел сожрать треть печени. Когда я увидел его, то выглядел он на 10 лет старше. Омолодился, - сказал Георгий.

-Прокол или всё происходит, как оно и должно происходить? - подумал я – Карма или глупость. Что если какая-то тварь уже пожирает мою печень и что-нибудь другое, не менее для неё вкусное?

-Ровно 10 лет тому назад я первый раз в жизни прилетел в Дели. В тот раз мне хватило двух дней, чтобы срочно убраться в Катманду, - проговорил Георгий.