Встречи.
Главная страница


Записки психиатра.


За
что?

Совпадения имён, фамилий и всего остального невозможно, потому что всё ниже написанное не имеет никакого отношения к прекрасной и прочей действительностям.
Предупреждение: используется ненормативная лексика.

Первые годы в Израиле, после убожества оставленных мной в конце 80-х годов 20 века советских «торговых предприятий», я любил ходить по магазинам. Но со временем чувство это сначала притупилось, а затем и вовсе пропало, сменившись почти своей противоположностью. Жена же продолжала делать покупки с удовольствием – этот процесс даёт некое чувство контроля и власти, поэтому мне не оставалось ничего другого, как предоставить ей эту возможность. Не заставь меня Лариса подарить ей самый хороший будет цветов, то и в тот раз моей ноги в магазине не было бы.

Не знаю, повышает ли изменение внутреннего интерьера доходы продающих, но редко наведывающихся посетителей оно здорово запутывает. Я искал затребованное женой, как раздался телефонный звон. На экране высветилось «Илан Перец». Это один из моих больных постоянно и непрерывно пребывающих в психозе; если, как говорится, черти водятся в тихом омуте, то, чего следует ожидать от бушующей бездны психоза. Пусть последние 10 лет, несмотря на непрекращающиеся бред и галлюцинации, Илан и мухи не обидел, но, лет за 15 до этого, он давал волю своим здоровенным ручищам при первой же возможности и ещё до неё, за что провёл несколько лет принудительной госпитализации в закрытых отделениях психиатрической больницы. Его многолетнее как бы законопослушание гарантией быть не могло, поэтому я предпочитал и вовне рабочего времени тратить несколько минут на выслушивание его безумия, тем самым, надеясь не допустить совершения им чего-то неприятного, а то и страшного, того и гляди, непоправимого. Кроме того, шизофреники в своём большинстве, люди одинокие, далеко не все из них любят это своё состояние. Но даже имеющие родственников не могут свободно высказываться: совсем немного людей способны выслушивать чужой бред; со своим, обычно, затруднений не возникает, ни у больных, ни у считающих себя здоровыми.

-Праведник Нер…

Что-то часто он стал так начинать свои беседы со мной: сей момент праведник, а в следующий - включённый в бредовую систему враг, который не только не делает, что обязан, но и сознательно, со злым умыслом вредит.

-Доктор, мне следовало с вами срочно переговорить. Я оставил очень важное сообщение. Изучите его самым внимательным образом. Воплощение его в жизнь позволит Израилю не бояться Ирана. Ни один наш лётчик не пострадает. Это – совершенно выдающееся открытие. Я уже столько пользы принёс обороноспособности Израиля, а они не дают мне амидаровской 1 квартиры, в которой я принесу ещё больше пользы обороне страны. Для моих открытий и дел мне совершенно необходимы нормальные условия проживания. Доктор, вы обязаны обеспечить мне такие условия…

-Илан, я повторяю, возможность предоставления квартир не входит в компетенцию врача… Нет у меня полномочий помочь вам с квартирой, - в который уж раз говорю я ему.

-Слышал, доктор, слышал, - засмеялся Илан, - он считает, что я не только и не столько врач, но, прежде всего, большой чин в Шабаке 2, - Доктор, отнеситесь, пожалуйста, к этому со всей серьёзностью: «Тнува» 3 обязана выплатить мне миллионную компенсацию: я заболел, так как выпил их отравленного молока… - ещё один бредово-финансовый сюжет.

-Илан, доказать это совершенно невозможно, - вспомнил я «объяснение» Илана на вопрос: «Зачем Шабаку посылать в диспансер офицера, да ещё старшего?» «Вы - офицер высокого ранга. В этом-то и вся хитрость Шабака, чтобы именно такой офицер работал в диспансере. Шабак не позволит себе, чтобы личность типа меня курировал какой-нибудь там лейтенантишко».

-Возможно, доктор, возможно. Если вы захотите, то вы всё докажите.

-На то он и бред, чтобы не подвергаться никакому разубеждению. Хотя, кого, кстати, можно хоть в чём-то разубедить? – думаю я.

-Доктор, мой вклад в оборону страны столько огромен, что не дать мне отдельной квартиры – это преступление. Я знаю, что подстроил моё отравление майор Шабака – Моше Кахлон…

-Откуда вы это знаете, Илан?

-Знаю, доктор, знаю. У меня тоже есть мои источники, - засмеялся Илан, - Малка Альберштейн делает всё, чтобы нарушить наши с вами отношения, доктор. Они опустились уже до такой низости, что посылают мне проституток, которые осмеивают мои мужские достоинства. Доктор, когда я женюсь на Кате, - никакой Кати нет и в помине, - Я стал любить русских девушек в значительной степени благодаря вам, доктор, потому что, именно благодаря вам изменилось моё отношение к репатриантам из России. Доктор, если Малка Альбертштейн захочет навредить и вам, то вы просто обязаны её принудительно госпитализировать.

-Я не знаю никакой Малки.

-Знаете, доктор, знаете. Она служит вместе с вами в одном управлении, - вновь засмеялся Илан.

-Вот она фантазия далеко уехавшей крыши. Какие у него изощрённо-запутанные связи. Почти уверен, что пишущие детективы и романы с закрученными сюжетами используют подобные механизмы мозга, – подумал я.

-Доктор, я послал письмо психологу…

-Вы же обещали, - оборвал я Переца, подумав, - Вот гад, опять начнётся разбираловка.

-Нет, нет, она согласна…

-Вы же обещали: никому никаких писем, только мне, - опять оборвал я его. Уже и суды были из-за этих его писем, и принудительные госпитализации, и принудительные амбулаторные лечения. Кому он только не писал: и судьям, которых обвинял в идиотизме (по существу спорить бы с ним не стал), президенту страны, членам кнессета, министрам, врачам, психологам, раввинам и прочим… - Илан, ваши письма – это входной билет в больницу. Самым смешным наказанием было принудительное амбулаторное лечение: он приходил в диспансер почти каждый день, и уж точно, когда я работал. Я пытался уговорить его давать все письма мне. Он соглашался, какое-то время держался, а потом всё повторялось. Людям не нравилось получать его письма. Иные пугались.

-Если будет надо, то я, как гордый марокканец (марокканский еврей) с гордо поднятой головой пойду в больницу…

-Верно, нашёл кого испугать – после 15, а то и 20 госпитализаций, - подумал я.

-Но если будут жаловаться на письма, то я перестану. Мои письма - это моя разрядка: столько безобразий в стране. Евреи должны знать, но, я вам обещал, и я выполню – все письма вам.

-«Свежо предание, а верится с трудом», - подумал я

-Доктор, я собираюсь учить психологию. Я уверен, что я принесу и на этом поприще очень много пользы. У меня такой богатый опыт…

-Последнее без сомнения, - пробурчал я.

-Когда я женюсь на Кате, то она будет очень хорошей женой. Мы откроем магазин по продаже святых книг, менор (семисвечников), мезуз 4. Я хочу работать, но не могу найти. Вы должны помочь мне получить компенсацию…

-Илан, вы не можете строить своё будущее на получении компенсаций…

-Это – ваша задача, доктор, чтобы я их получил. Вы знаете, позавчера, когда я уходил из синагоги, то увидел образ умершего праведника Абу Хацеры. Я вижу в этом знак и благословление на продолжение моих открытий во благо Израиля. Ну, хорошо, доктор, спасибо за внимание. Помните и думайте обо мне: я создаю и вашу безопасность доктор. Я всё время думаю о вас, как я думаю о Роне Араде 5. Каждое утро я молюсь о его благополучном возвращении из плена. Я молюсь о всей вашей семье и об умершем отце, доктор.

-Вы – молодец Илан, - совершенно искренне сказал я – сколькие «здоровые» каждое утро молятся о благополучии другого, пусть он и отдал свою жизнь за них? Того и гляди, в современном Израиле если и вспомнят, то подумают о таких как Рон Арад: «Фраера и козлы: теперь все нормальные должны быть лишь патриотами своего кармана».

-До свидания, доктор, да благословит вас Б-г.

В этот момент кто-то дёрнул меня за рукав: «Пойдём, зальём мозг вином и посмотрим «Агасфера» Гесса.

-Чёрт подери, опять ты, - подумал я, улыбаясь.

-Да, да это тот самый Гесс, Йозеф, который считал именно этот фильм - самым лучшим своим произведением. И залить мозги кцат (немножко - иврит) вином, чтобы расслабиться и сохранить рассудок.

-Зачем смотреть фильм Гесса «Агасфер», посмотри лучше на себя в зеркало, - подумал я и сказал, - С рассудком – это прокол: заливать-то нечего. Зачем смотреть фильм Гесса – оглянись вокруг, загляни внутрь…

-Ну, так что? Поехали? – продолжал настаивать Лайкин.

-Чего ты от меня хочешь? Не могу я по своей слабости послать тебя открытым текстом на хуй. Кроме этого, высказываю почти по полной программе. Идиот давно бы понял, а ты – урод, но не идиот, да, ещё капризный и обидчивый. Почему ты продолжаешь звонить мне? Приглашать? Как там у Лермонтова: «Скажи не просто: «Ты – дурак», За комплимент уж принимают». Ты для меня – один из отвратительных еврейских архетипов – из-за вас-то и не было 2000 лет государства и сейчас вы уничтожаете недавно созданный Израиль из-за своей трусости, продажности, подлости и прочего такого же достойного, - думал я, пожимая плечами.

Пути наши с Лайкиным разошлись из-за устроенного Шароном погрома в Газе и на Севере Самарии: Лайкин оказался одним из активнейших сторонников этого погрома. Я прервал с ним все контакты, а он продолжал названивать мне, время от времени приезжал домой, всё время приглашал к себе.

-Ну, поехали, - продолжал настаивать Роман.

-Мало я вижу мерзких харь вокруг, там мне ещё смотреть на «Агасфера» Гесса, уж уволь. После погрома Гуш Катифа вы что-то все совсем охуели, стали горячими поклонниками нацизма: выставка картин Гитлера в Хайфе, пронацисткий мюзикл в Тель-Авиве, уверен, что ещё куча всего.

-Копий картин.

-А, это коренным образом меняет дело. Уверен, такая выставка в современной Германии была бы невозможна. Ну, уж если твой кумир Шарон творит погромы, то почему бы вам всем не наслаждаться нацизмом. Нет никаких оснований для…

-Оставь Шарона, он уже в другом мире.

-Он-то в другом, да мы-то пока в этом. Он – гнида - сделал всё, чтобы побыстрее выпроводить нас отсюда. Мозги Шарона отлетели, жалко, поздно очень, но погромное дело его живёт и побеждает в стране проигравшего сионизма, обратившейся в самую антисемитскую на свете. Иран, Хизбала, Хамас и ООП – пока что лишь теоретики антисемитизма, так как сил ещё недостаточно, а здесь – его самые крутые практики...

-Ну, если передумаешь, то милости просим, - протянул мне Лайкин руку. Я пожал её, и мы разошлись в разные стороны.

На следующее утро по дороге на работу я вспоминал разговор с Лайкиным. «Чего уж ожидать от сумасшедших…» - подумал я, подъезжая к нашей конторе. Кроме охранника и регистраторов никого ещё не было. Обменявшись с начальницей бумажных дел Геулой несколькими дежурными фразами, я поднялся в свой кабинет.

Показавшееся мне сначала простым письмо семейному врачу, почему-то не вытанцовывалось, поэтому я обрадовался, когда в кабинет зашла социальный работник Татьяна и тут же оторвался от компьютера.

-Я стала записывать, - села Татьяна в кресло, расслабив своё имеющееся в достаточном количестве тело, - Шломи, который разносит истории болезней вчера мне и говорит: «Смерть решает всё: и зубную боль, и страх перед собаками, и безденежье».

-Здорово, - засмеялся я, - У кого там: «Умри, Денис, лучше не скажешь».

-На самом деле здорово.

-Иной раз мы слышим от наших сумасшедших очень интересные вещи, чуть не откровения.

-Почему чуть?

-Наверное, и не чуть. От местных нормальных такого не дождёшься. Помните Переца Илана? Он вдруг недавно начал пересказывать мне Каббалу 6. Уж не помню, к чему, но вдруг он заявляет: «Всё от неба: и здоровье, и болезнь, и моя болезнь. Так решил Всевышний. Он послал мою душу в этот мир исправиться». «В чём же ваше исправление?» - разумеется, спрашиваю я его. «Я должен исправлять заповедь пожертвований несчастным. Я помню больных, с которыми лежал в психиатрической больнице, многие из них совершенно несчастные. По сравнению с ними – я просто счастливый человек. Если у меня находится хоть немножко лишних денег, то я сражу же посылаю им, пусть, хоть чуть побалуются, на нашу-то пенсию не разгуляешься». Здорово, да.

-Кто знает, - покачала головой Татьяна.

-А как-то он такую штуку бросил: «Вы все считаете меня больным, ну, и ладно. Зачем мне воевать с ветряными мельницами – лучше я буду получить от них муку». При этом, у него совершенно нарушенное мышление…

В этот момент, не дав мне договорить, в кабинет вошёл упомянутый Татьяной Шломи и принёс карточку нового пациента.

-Вот и работа появилась, - готовясь к приёму, Татьяна стала поправлять стулья.

-Не будем ждать Сару, - посмотрел я на часы – психолог опаздывала.

-Не будем, - открыла Татьяна дверь и позвала пациентку.

-Добрый день, - приветствовал я молодую, худенькую блондинку с недоумённо-застенчивой улыбкой на слегка вытянутом, тонкогубом, бледноватом лице, - Первая встреча всегда с несколькими представителями диспансера. Всё сказанное вами - совершенно секретно. Никакая информация, из сказанного вами, не может выйти отсюда без вашего письменного разрешения. Это… - привычным выражением и жестом дал я слово Татьяне.

-Я – социальный работник.

-Я – доктор Нер. Возможно, подойдёт ещё один член нашей группы: психолог Сара. Как вас зовут?

-Лея Вакнин.

-Лея, что вас привело к нам?

-Сосудистый хирург. Он просто перестраховывается… У меня очень редкое заболевание. Таких, как я на весь мир раз два и обчёлся, а в Израиле я одна, хотя уже и не одна – ещё двое - мои дети, - Лея перевела взгляд с меня на Татьяну, - Из-за этой болезни меня должны оперировать на половом органе. Одно из проявлений болезни – это разрастание сосудов. Там тоже всё разрослось, и любое усилие приводит к боли. Хирургу не очень хочется делать операцию. Наркоза я не перенесу: у меня почти не работают лёгкие – тоже проявление моей болезни, возможно только местное обезболивание. Я знаю это. Я знаю, на что иду. Я знаю, что перенесу, а хирурги боятся и поэтому послали меня к психиатру. Я – совершенно нормальная. Пришла я к вам, потому что у меня нет выбора, - мне показалось, что в глазах молодой женщины блеснули слезинки. На некоторое время в комнате воцарилась почти мёртвая тишина, даже за окнами, обычно порождающими различные звуки, всё замерло.

-Когда вы заболели? – прервал я молчание.

-Лет в 7 у меня начались непонятные проблемы с глазами, но окончательно поняли, что у меня только в 22 года. Я – нормальная. Меня послал к вам перестраховщик-хирург. Он боится, что я не выживу. Но я – выживу, и возникнет вопрос о моей вменяемости. Я уже столько прошла. У меня удалён почти весь пищевод – всё из-за этой же болезни…

-А как же? – расширились глаза Татьяны.

-Подтянули желудок. Моим детям уже тоже сделали такую же операцию. Вот посмотрите, - Лея достала телефон и показала нам фотографию двух очаровательных созданий, таких же светлых, как и она и с чуть вытянутыми личиками, - Разве я могу сейчас умереть? Я должна их вырастить. У меня – замечательный муж. Без него я не пережила бы и трети выпавшего мне. Да, я боюсь, но это и есть жизнь. Мне запретили беременеть. Все две беременности я всё время была с кислородом. Вы же видели, каких детей я родила. Правда, я не знала, что они тоже заболеют – это мутация, которая произошла у меня, и я передала её моим детям. Я всё время держусь на силе воли. Но не только на ней. Я верю в Высшую Силу, я верю, что Она поможет мне. Это не бред, - пристальный взгляд Леи упёрся в мои глаза.

-Разумеется, - лишь несколько мгновений спустя я обратил внимание, что перестал печатать, - Какое у вас настроение?

-Нормальное, как и у всех нормальных людей.

-Как у вас сон?

-Нормальный. Часто вижу разные сновидения, но не кошмары.

-Как аппетит?

-Нормальный. После удаления пищевода я потеряла 10 килограммов, но уже прибавила 2.

-Вы раздражительны?

-Нет, - неожиданно Лея заплакала.

Я протянул ей салфетки.

-Иногда мне грустно, что всё это произошло с детьми. Вы тоже думаете, что я не имела права иметь детей? Вы думаете, что я обрекла их на страдания?

-Ну, что вы, - произнося, я думал, - А, на самом деле? Её дети тоже будут страдать. Но кто сказал, что в жизни не должно быть страданий? Вдруг их приход в этот раз в это мир и связан с умением переносить страдания? А всех нас? Плохая карма и мы её отрабатываем?

-Где вы родились? – спросила Татьяна.

-В Израиле. У меня ещё есть две сестры и два брата. Я – самая младшая…

В этот момент в кабинет вошла Сара.

-Мы говорили вам, - произнесла Татьяна.

-Психолог Сара, - представилась она, усаживаясь.

Татьяна начала полушёпотом рассказывать Саре о пациентке.

-Что с вашими родителями? – спросил я.

-Папа умер, когда мне было 8 лет от кровоизлияния в мозг, было ему до 40…

-У потерявших хотя бы одного из родителей до 11 лет резко повышается вероятность заболевания депрессией, - вспомнил я учебник психиатрии.

-Мама жива до сих пор. У меня очень хорошая мама. Мне повезло с братьями и сёстрами. Мне повезло с мужем. Они мне все так помогают. Вы знаете, в детстве я была весёлой и очень общительной толстушкой. Я очень любили рисовать. Но в 7 лет у меня начались проблемы с глазами: никто не мог понять, почему у меня развилась катаракта и глаукома. Меня прооперировали на двух глазах, а потом на пищеводе – он стал весь нафаршированным опухолями… А сейчас там, - опустила она глаза вниз.

Я написал письмо хирургу, попросил Лею проверить иврит – ни для кого в нашей группе он не был родным языком, отпечатал и отдал со словами: «Вам очень желательно походить к нам на беседы».

-Вы нашли у меня какое-то отклонение?

-Нет, но половина посещающих наш диспансер – это не психические больные.

-Я подумаю, но мне у вас не нравится, стигма. Я не хочу, чтобы моим детям сказали, что их мама лечится в психиатрическом диспансере. Мне нужна психологическая поддержка, но я пойду к частному психологу. Я, кстати, хочу пойти учиться на психолога.

После ухода Леи несколько мгновений мы просидели молча.

-За что только на одного человека столько падает? – встала Сара.

-Нет ответа. Когда-то я видел женщину, уж и не помню, чего она ко мне пришла, дело было зимой, и она была одета в свободную куртку и прятала руки в муфте - редкая штука даже в Москве. Оказалось, что у женщины разные половины тела: одна – нормальная, женская, миниатюрная, а другая – намного большая, как у здоровенного мужика.

-Всё равно, - встала и Татьяна, - Я почувствовала, как от Леи идёт мощный поток очень положительной энергии…

-Мы видим, как люди разваливаются из-за, фактически пустяков, во всяком случае, когда смотришь со стороны, а тут женщина с оперированными глазами, без пищевода, с почти неработающими лёгкими. Я тоже почувствовал это энергетическое поле вокруг неё. Жанна д'Арк. Вот что значит воля…

-Каждый раз встаёт вопрос: «Почему есть люди, на которых столько падает? Почему? Зачем? За что? – покачала головой Сара.

-Вопросы замечательные, только все ответы на них плохие, потому что их просто нет, - сказал я и улыбнулся, - Если не верить в переселение душ.

Сказать, что Сара сделала свою ответную улыбку скептической - ничего не сказать.

-Да, да, - кивал я.

-Надо ли было ей рожать? – взяла свою сумку Сара.

-Надо! Если родила, то значит, было надо! - встал я.

На этот раз на мобильном высветилось: «Шимон Шульц» - ещё один постоянно сумасшедший. «Я слушаю вас», - сел я.

-Вы знаете, что такое ситра ахара 7?

-Ещё нет.

-Это зло, которое в мире. Оно от Б-га, но оно против него. Он породил ситра ахара, но она сама по себе и создала свой мир зла. Я сегодня опять возненавидел Б-га, но я знаю, что это от ситра ахара, хотя и она сама от Б-га. Я настолько возненавидел себя за слабость, что уже твёрдо решил наложить на себя руки… Но я не сделал этого, потому что вернулся ко Всевышнему. Об этом я и хочу вам сообщить. Вылечите сегодня всех ваших больных.

-Спасибо Шимон.

Примечания.

1 – амидар – государственная израильская кампания, предоставляющая нуждающимся относительно дешёвые квартиры, в случае, если они отвечают определённым критериям.
Возврат.

2 – Шабак – Шин-Бет (Шерут битахон Клали – служба общей безопасности) относится к системе спецслужб Израиля и несет ответственность за контрразведывательную деятельность и за внутреннюю безопасность.
Возврат.

3 – «Тнува» - Крупнейший пищевой концерн в Израиле.
Возврат.

4 – МЕЗУЗА` (буквально `дверной косяк`), прикрепляемый к внешнему косяку двери в еврейском доме свиток пергамента из кожи чистого (кошерного) животного, содержащий часть стихов формулы Шма (Слушай, Израиль). На внутренней стороне свитка нанесены стихи двух из трех частей Шма (Втор. 6:4–9 и 11:13–21), а на внешней стороне — слово Шаддай (`Всемогущий`; толкуется также как акроним слов Шомер длатот Исраэль — `Охраняющий двери Израиля`). В Пятикнижии дважды наказывается нанести слово Господа «на косяки (мезузот) твоего дома и твоих ворот» (Втор. 6:9; 11:20)… Текст мезузы содержит 22 строки. В момент прикрепления мезузы произносится благословение: «Благословен Ты, Господи... завещавший... нам укреплять мезузу». Мезуза помещается, как правило, в футляр, на внешней стороне которого принято писать «ШАДАЙ» или сокращенно одну букву «Ш» (в русском языке буква Ш из иврита), и крепится в верхней трети косяка, обычно по правую руку от входящего. В большинстве общин МЕЗУЗА наклонена вовнутрь верхним концом.
Древнейшая МЕЗУЗА (6.5 на 16 см), относящаяся к эпохе Второго храма, была обнаружена в Кумране; выбор стихов Второзакония здесь иной. Самаритяне изготовляют крупные мезузы из камня, на котором обычно вырезают Десять заповедей; такая МЕЗУЗА крепится на притолоке входной двери дома или ставится возле входа. Мезузы этого типа были обнаружены в Эрец-Исраэль раннеарабской, а возможно, даже византийской эпохи. Караимы не считают мезузу обязательной; караимские мезузы представляют собой белую пластину в форме скрижалей Завета, однако не несут на себе надписи; караимы укрепляют мезузы на входе в общественные помещения и лишь иногда — в жилые дома.
Мезуза прикрепляется у входной двери жилого дома и у двери каждой жилой комнаты. В настоящее время, однако, широко распространен обычай укреплять мезузы при входе в общественные здания и синагоги. Мезузу следует периодически проверять (дважды каждые семь лет), чтобы удостовериться, что нанесенный на неё текст не имеет повреждений. В диаспоре принято укреплять мезузы не позднее чем через 30 дней после вселения, а в Израиле — при вселении в дом. Если дом продан или сдан внаём другому еврею, мезузы не следует снимать. Существует обычай прикасаться к мезузе пальцами и целовать их после этого при входе и выходе из дома. Талмуд рассматривает мезузу как одну из семи мицвот (заповедей), данных Богом Израилю из любви к нему. Мезуза — один из наиболее соблюдаемых церемониальных заветов иудаизма. Футляры мезузы зачастую являются классическими образцами еврейского искусства.
Электронная еврейская энциклопедия. (http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12683&query=%CC%C5%C7%D3%C7%C0)
Возврат.

5 – Арад Рон (родился 5 мая 1958) - штурман ВВС Израиля, 16 октября 1986 года попавший в плен в Ливане. Считается пропавшим без вести с мая 1988 года, после того как, судя по всему, был передан в Иран, либо же другой ливанской группировке.
Вырос в Тель-Авиве, окончил летный курс в качестве штурмана в 1979 году, после чего служил штурманом на F-4 Phantom. В 1986 году был в резерве в чине капитана.
16 октября 1986 года экипаж Арада выполнял задание по нанесению ударов по позициям боевиков в районе Сидона. В результате технической неполадки бомба взорвалась вблизи самолета, летчик и Арад катапультировались. Летчика подобрал спасательный вертолет, а Арад был захвачен в плен.
Википедия - свободной энциклопедии (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B0%D0%B4,_%D0%A0%D0%BE%D0%BD)/
16 октября 1986 г., 16:40 - в ходе атаки «Фантомов» 69-й эскадрильи («Молотки») на цели террористов в районе Сайды, один из самолётов потерпел аварию - сброшенные им бомбы взорвались в воздухе, в непосредственной близости от самолёта, из-за неисправности взрывателя одной из бомб. Экипаж катапультировался. Лётчик, майор Авирам, смог спрятаться в вади от разыскивавших его террористов, установить связь с прилетевшими вертолётами «Кобра», а затем и эвакуироваться, ухватившись за «лыжи» одной из «Кобр». Штурман, капитан Рон Арад, попал в плен к шиитской организации «Амаль» (а через два года – к «Хизбалла») и так и не вернулся в Израиль. С 1989 г. о его судьбе нет подтверждённых сведений. Предполагается, что он находится в Иране («Журнал ВВС Израиля», №155, ноябрь 1986 г., стр. 6-11; №160, сентябрь 1987 г., стр. 26; №219, декабрь 1997 г. - январь 1998 г., стр. 72; «Противоперегрузочный костюм», стр. 315-324).
Сайт «War Online» (http://www.waronline.org/IDF/Articles/lebanon-losses.htm)
Возврат.

6 – КАББАЛА` (буквально `получение`, `предание`), эзотерическое еврейское теософское учение с выраженными элементами мистики и магии (теургии). В отличие от чистой мистики каббала предпочитает непосредственным путям познания Божества созерцание, размышление, молитву и стремление постигнуть скрытый, истинный смысл Торы и других священных книг, заключающих, по мнению каббалистов, символическое описание Бога и Божественных процессов. Вместе с тем каббале, как и мистике, свойственно стремление приподнять завесу таинственного и непостижимого, использование символов как единственно адекватного средства выражения и предпочтение интуитивного мышления дискурсивному.
Термин «каббала» употреблялся в Талмуде для обозначения частей Библии, не входящих в Пятикнижие (РхШ. 7а), а в послеталмудическую эпоху — Устного Закона. Лишь в 12 в. он стал употребляться еврейскими мистиками для подчеркивания преемственной связи их учения с эзотерической мудростью прошлого.
Одним из древнейших источников каббалы является литература мистического характера, сложившаяся в 1–3 вв. н. э. в Эрец-Исраэль и Вавилонии на основании первой главы книги Бытие и первой главы книги пророка Иехезкеля — ма‘асе брешит и ма‘асе меркава; последняя из них известна в литературе мистицизма под названием сифрут ха-меркава (`литература колесницы`)…
Первым каббалистом, повлиявшим на дальнейшее развитие каббалы, по праву считается Ицхак Сагги Нахор (Ицхак Слепой, 1165?—1235)…
В середине 13 в. в Кастилии возникает гностическое направление так называемого левого столба. Представители его первого поколения — братья Я‘аков и Ицхак Кохен — развили теорию, согласно которой существует система эманаций зла, по своей структуре аналогичная Божественным эманациям. В их учении впервые появляются и сексуальные мотивы…
Время расцвета каббалы — 1270–1320 гг. В этот период написано наиболее важное каббалистическое произведение «Сефер ха-зохар» («Книга сияния»), сокращенно Зохар, ставшее для каббалистов одной из священных книг иудаизма наряду с Библией и Талмудом. По традиции, автором Зохара считается рабби Шим‘он бар Йохай (начало нашей эры), однако уже вскоре после появления книги в некоторых раввинистических кругах возникло сомнение в подлинности его авторства… Полное издание Зохара — мистического комментария к Торе — состоит из 22 томов (Иер., 1945–58). Все части Зохара, за исключением нескольких коротких произведений, принадлежат перу Моше де Леона.
По мнению автора Зохара, библейское повествование нельзя понимать ни буквально, ни аллегорически, — оно не что иное, как символичное описание процессов, происходящих в мире сфирот…Основной посылкой Зохара, как и всей каббалы, является положение, что материальный мир—это лишь видимый аспект незримой реальности, одновременно символ и часть этой высшей реальности, недоступной физическому восприятию, но частично раскрывающейся посвященным в тайны эзотерической мудрости. Каббала утверждает единство сокровенного и видимого миров: любое явление в низшем мире связано с процессами в высшем, духовном мире; это соответствие между высшей и низшей сферами присуще всем частям Божественного творения. Центральным и самым полным символом этого соответствия является человек, в котором Творец соединил все тайны обоих миров. Одной из главных идей каббалы является положение, что высший и низший миры могут влиять друг на друга. Каждое событие в низшем мире вызывает соответствующее изменение в высших сферах. Человек является, поэтому активным сотрудником Бога, соучастником в работе творения. Руководством человеку в этой работе служит Тора, в которой каббалисты усматривают как бы шифрованное описание динамики внутренней Божественной жизни, лежащей в основе творения. Каббала стремится расшифровать сокровенный смысл Писания. Человеческий ум не может проникнуть в глубочайшую тайну трансцендентного Божества (см. Эйн-соф - бесконечность). Он может постичь лишь облачения (левушим) Божества — Его проявления в качестве живого Бога религии в бытии, творении и откровении.
После появления Зохара учение о переселении душ (гилгул) стало одной из основных доктрин каббалы.
После изгнания евреев из Испании (1492 год) в каббале складываются два основных направления: «классическое», развивающее и систематизирующее уже известные теории испанской каббалы, и новое, сложившееся в городе Цфат. Среди представителей этой группы столь разные каббалисты, как М. Кордоверо, Ш. Алкабец, И. Каро и И. Лурия. Согласно учению И. Лурии, которое было записано его учеником Х. Виталом, Бог, наполнявший первоначально вселенную, «сократил» себя (цимцем эт ацмо), освободив, таким образом, место для творения. На первом этапе эманации свет, исходивший из глаз Адама кадмона — первого творения Божьего, — оказался слишком сильным для вмещавших его сосудов, и они разбились. Частицы сосудов и содержавшегося в них света рассыпались по вселенной, став добычей злых сил, властвующих в низших мирах. Отражением этой космической катастрофы в истории еврейского народа является галут (рассеяние). За катастрофой немедленно последовало исправление: рассеянные частицы стали возвращаться к своему источнику. Однако этот процесс не был завершен, так как первородный грех вновь нарушил гармонию и привел к еще большему рассеянию этих частиц. Роль человека на земле заключается в возвращении частиц к их источнику, восстановлении тем самым гармонии в высших мирах и уничтожении сил зла… Таким образом, человек, во всех аспектах своего существования, становится активным и незаменимым участником процесса восстановления космической гармонии. Миссия собирания и вознесения рассеянных искр, подготовка пути избавления поручена Израилю. Галут — это не только наказание и испытание, но и миссия. Мессия придет лишь тогда, когда добро во вселенной будет полностью отделено от зла, когда ни одной искры святости не останется среди сил зла. По словам Х. Витала, «собирание изгнанников само означает собирание всех искр, пребывавших в изгнании». В лурианской каббале национальные мотивы сливаются с космическими в едином великом мифе изгнания и искупления.
Наряду с каббалой как учением существует понятие практической каббалы, представляющей собой род магии, целью которой является воздействие на высшие миры, что достигается с помощью сосредоточенного созерцания тайного смысла имен Бога (см. Бог. Имена Бога), особых молитв, словесных и буквенных формул и амулетов.
Электронная еврейская энциклопедия. (http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11899&query=КАБАЛ)
Возврат.

7 – ситра ахара - представление о зле как о самостоятельной онтологической сущности, образующей мир, который представляет собой отрицательное отражение Божественного мира — «другая сторона» (ситра ахара), или «левая сторона» (ситра ди-смола).
Электронная еврейская энциклопедия. href = "http://www.eleven.co.il/
> Возврат.

возврат к началу.



Используются технологии uCoz