Встречи.
Главная страница


Записки психиатра.


Ну, и
что

Совпадения имён, фамилий и всего остального невозможно, потому что всё ниже написанное не имеет никакого отношения к прекрасной и прочей действительностям.
Предупреждение: используется ненормативная лексика.

Невысокая, полноватая женщина, выглядевшая на свой паспортный возраст – 58 лет, чуть горбящаяся, с опухшими руками и в длинном платьем, заговорила сразу же по-русски, мало понятно, с небольшим кавказским акцентом и время от времени грамматически неправильно.

Раздался телефонный звонок: «Доктор Нер, позвонил ваш больной Каценелебойген и сказал, что сегодня он не придёт», - сообщила мне регистратор Мазаль.

-Хорошо, - хмыкнул я, подумал, - Нормальный человек, фактически из-за него я вышел на работу, - и сказал пациентке, - Извините, так что вас беспокоит?

-У меня рука болят. Меня к вам послала невропатолог. По ивритски-то я не понимаю, хорошо, что меня к русским записали. Но не знаю, зачем. Вы лечите боли? Опухают все руки и болят. Я даже не знаю зачем? Как вы думаете? Меня послали на анализы, но говорят, что всё нормально, а как же если болят? Вы поможете мне? Сами понимаете…

-Постараемся сделать всё возможное, чтобы помочь вам, но я не уверен, что именно боли в руках привели вас сюда, - прервал я поток слов госпожи Абрамовой, - Тая, - так её звали, - Что вас ещё беспокоит?

-Рассказать вам честно?

-Разумеется. У психиатра нет другого способа помочь вам, только выслушав вас, понять, что с вами происходит и затем назначить лечение.

Пациентка оглянулась по сторонам, бросила подозрительный взгляд на Татьяну, поёрзала на стуле: «10 лет тому назад в Баку я познакомилась с мужчиной. Я начала с ним встречаться, хотя и знала, что он бабник, да, кроме того, азербайджанец и мусульманин. Я так же знала, что он был в больнице. Ну, сами понимаете какой. Я сделала ошибку. Хотя я всё это знала, но я продолжала с ним встречаться и давала ему повод. Зачем давала? Вы знаете, какие они эти кавказские мужчины. Потом я захотела его оставить, но он продолжал меня хотеть. Он не согласился и стал меня преследовать. У меня не оставалось никакого выбора, и я убежала от него в Москву. Но он преследовал меня и в Москва…

-Как он узнал, что вы в Москве?

-Зачем спрашиваешь? Это вам бы надо у него спросить. Откуда я знаю? Я знаю, только что он меня преследовал и в Москва. Тогда я решил убежать от него в Израиль. Но не тут-то было. Вы можете себе представить, но в самолёте, я вдруг почувствовало его, а потом и увидела, что он летит со мной. Я уж и не знаю, как он смог так устроиться – он ведь мусульманин и азербайджанец. Он купил документы, что он – еврей. Вы знаете, были бы деньги, и вы сможете купить всё в нашем Азербайджане, даже, что вы - Алиев. В Израиле, он подкупил хозяев квартир, где я живу. Он мне мстит за то, что я ему отказала. Такие они, эти кавказские мужчины. Он смог заплатить хозяевам квартир, которые я снимаю, они дали ему ключи – он их купил, и он входит в квартиры, когда я уже засыпаю. Он меня усыплял хлороформом и потом, когда я становлюсь совершенно беспомощной, он делает со мной всё, что ему заблагорассудится. Ну, вы понимаете, что мужчина делает с беспомощной женщиной. Но не только это. Он ещё мне мстит, за то, что я ему отказала и убежала и поэтому, совершает надо мной самые развратные действия, какие только показывают в этих противных фильмах, а затем смазывает меня какой-то отравой, отчего я вся стала чёрная…

Не успел я и глазом моргнуть, как Абрамова стащила с себя платье и уже собиралась стягивать бюстгальтер...

-Хорошо, что мы с Татьяной, - подумал я и бросил, - Мы вам верим. Психиатру не обязательно видеть такие подробности, расскажите нам, лучше…

-Вы же знает, что лучше один раз увидеть… - предприняла новую попытку стащить с себя бюстгальтер больная.

-Мы видим. Вы должны пойти к вашему семейному врачу и кожнику, - кожа её спины и груди на самом деле отливала странным синевато-сероватым оттенком.

-Была уже. Кожник дал мне какую-то мазь. Но разве это поможет от мужчины?

-От мужчины, разумеется, не поможет, но, может быть, поможет справиться с изменением окраски. Но, прежде всего, семейный врач должен вас обследовать, чтобы поставить диагноз и назначить правильное лечение. Вам не холодно?

-Если бы к вам каждую ночь, под утро, как только вы ухитряетесь заснуть, приходил мужчина, усыплял вас – он вводит мне общий наркоз в вену, насиловал вас, занимался бы с вами самыми порочными, неприличными и развратными вещами, и пачкал бы вам кожу ядом и всякой дрянью, то вы бы не считали, что мазь вам поможет. Все мои болячки и чернота в голове и на теле он него. Он меня и облучает чем-то… - в голосе Таи зазвучало раздражение.

-Я понимаю, как вам тяжело, но откуда у него препараты для наркоза? Это ведь …

-Вы что маленький или смеётесь надо мной? Если у вас есть деньги, то вы купите всё: маму президента купите и её вам завернут и домой принесут. Понимаете вы женщин? Все мужчины так говорят, а на самом деле, вы все хотите одного только. Уже в Израиле я сменила пять квартир и три города.

-Приехала в Израиль по бредовым соображениям. Меняет города и квартиры из-за бреда преследования, - записал я.

-Хотите, я вам покажу его фотографию. Она только старая и на ней плохо видно, но всё равно можно разобрать, какой он был видный и представительный мужчина. Кавказские мужчины очень гордые, они женщин и в грош не ставят. Они не способны перенести, когда женщин их отвергают и готовы на всё…

-Не напоминай ты мне про кавказских мужчин, не трави душу, - подумал я, вспомнив, как один мой больной, грузинский еврей убил свою жену, которая ушла от него, а потом застрелился, другой – кавказский еврей – пытался отравить свою жену, влив ей спящей в рот самый жуткий яд. Слава Б-гу, не преуспел.

Тая достала из сумки скрученную, помятую бумажку, любовно развернула её, разгладила. На чёрном фоне, испещрённом белыми линиями, часть из которых являлась следствием скручивания и потёков какой-то жидкости, а другие не выдавали явных результатов внешнего воздействия, где-то вдали, мутно и смутно виднелся образ мужчины с усами. Картинка была похожа на какую-то старую рекламу, зачем-то сфотографированную в сумерках.

-Вот он меня и преследует.

Татьяна пожала плечами. Я покачал головой.

-Я чувствую его приближение. От него идёт такой сильный поле, что у меня мурашка по спине бежит. Даже когда он едет за мной на такси, я точно знаю, в каком он такси едет, потому что впереди машины бежит его поле. По вечерам я слышу разные шорохи, и я знаю, что это он крутится возле моей квартир, дожидаясь, пока я смогу уснуть…

-Бывает, что вам трудно заснуть?

-Да, я всё время боюсь. Я не хочу больше его любви. Я от неё устала. Я бы подала на него в полицию, но я знаю, что он подкупит и полицию, и начнёт мстить мне ещё больше и ещё сильнее. Такие он кавказские мужчина.

-Куда уж больше-то? Что он ещё может сделать? – спросила Татьяна.

-О, вы его не знаете. Вы не знаете кавказский мужчина.

-Скажите, Тая, в связи со всеми этими тяжёлыми переживаниями, иной раз у вас возникают плохие мысли? – задал я один из самых обязательных вопросов.

-У меня всё время плохие мысли.

-Какие, например?

-Я думаю, как женщина должна быть осторожна и внимательна, особенно, с кавказским мужчинами, чтобы не влипнуть в такую историю, как я.

-Чего же здесь плохого? – продумал я и спросил, - А вот мысли о жизни и о смерти. Бывало вам так тоскливо, что начинали думать, а стоит ли дальше?

-Что дальше?

-Стоит ли жить дальше?

-Стоит. В Израиле жизнь очень дорогая.

-Я имею в виду, дорога ли вам ваша жизнь?

-Моя жизнь ничего не стоит…

-Вы думали, что-то с собой сделать?

-Чего вдруг, пусть он с собой делает. Я жить хочу. Я ещё не старая совсем женщина. Я уверена, что когда он меня оставит, то у меня перестанут болеть руки и я смогу создать семью.

-А пытались вы как-то наказать его? Возникало ли желание защититься от него, а то и первой на него напасть?

-Ну, что вы? Что я могу сделать слабая женщина? Я его боюсь. Не дай Б-г, что не так, так я могу его ещё сильнее разозлить.

«Отрицает мысли о самоубийстве и угрозы другим», - радостно записал я.

В кабинет заглянул охранник – короткий, праздничный день и он уже давно хотел домой.

-Секунду. Уже кончаем, – закивал я.

-Тая, в чём вы, прежде всего, видите, нашу помощь вам? – спросил я, когда охранник закрыл дверь.

-Сделайте так, чтобы мои руки не болели.

-Мы будет стараться помочь вам. Но вы тоже должен помогать себе. Сейчас я дам вам лекарство. Вы будет принимать его один раз в неделю. Придёте к нам на следующей неделе, я уверен, что вам станет намного лучше с помощью лекарств и бесед.

-Она ведь хочет, подсознательно, чтобы её кто-то преследовал, насиловал и прочее, - тихо проговорил я, когда Абрамова вышла - двери диспансера позволяют прослушивать всё сказанное обычным тоном в кабинетах.

-Вы в этом уверены?

-Я не уверен ни в чём. Ладно, оставим психологам психологово. Не слабый психоз подбросила нам судьба на праздник. Вот вам и очередное пуримское чудо.

-Уж, конечно, - покачала головой Татьяна, - Надеюсь, что на этом они сегодня закончатся.

-Никогда не зарекайтесь.

Чтобы не задерживать охранника, мы быстро собрались и вышли. Облачный, но тёплый день первого месяца календарной весны неумолимо катился к своей середине. В нашем переулке как всегда чем-то противно воняло. Мы шли к машинам.

-Несколько лет назад, в середине 90 годов у меня всё время было ощущение ведомой. Я всё время чувствовала, что меня ведут. Можете, доктор Нер, поставить мне диагноз…

-У вас есть сомнения? Проставлен и давно. Помните Высоцкого: «И вся история моя, история болезни».

-Тогда терять мне уже нечего.

-Это - самое замечательное состояние, именно оно позволяет принимать правильные решения.

-Если так, то хорошо. В те годы, у меня всё время было ощущение, что меня используют, как проводник некой высшей силы. Я тогда увлеклась кабалой, ходила на лекции, разговаривала со многими знатоками и раввинами. Я записывала наши беседы на магнитофон. Когда они переходили на терминологию кабалы, то я почти ничего не понимала. Но дома, во время распечатки этих бесед - делала я её просто автоматически, не понимая чуть не половину, это чувство усиливалось. Я осознавала себя – проводником. Я давала читать мои записи очень многим людям, и они все почти говорили, что никогда ничего более доступного и понятного не читали. Сейчас это чувство–ведомой почти пропало. Я даже знаю, почему. Я сама отошла, но я предчувствую начало какого-то нового этапа. Ну, вот на тот Пурим мы собрались группой из нескольких семей и поехали на экскурсию в Синай – тогда это ещё было можно. Это была совершенно удивительная поездка. Синай меня совершенно потряс: я поняла, что – именно по этому месту и следует ходить 40 лет, чтобы выдавить из людей всё рабское… - неожиданно Татьяна замолчала.

-Уж, и не знаю, сколько лет, но не доходили: так и остались рабами даже три с половиной тысячи лет спустя. Вся история Израиля после Шестидневной войны – это история рабов, в которых рабского становится всё больше и больше. Я проезжал Синай – мы ехали на экскурсию в Египет. Всю дорогу в обе стороны меня грыз только один вопрос, как сами понимаете, он: «Как можно было отдать Синай за филькину грамоту? Как они осмелились? Столько крови евреи пролили на Синае…»

-Каждый переводит одинаковое внешнее в своё внутреннее. У нас был экскурсовод – сабра 2 лет 60, кибуцник. Он жил в Синае, когда тот был израильским, а потом стал водить туда экскурсии. Всё было здорово организовано. Мы побывали в самых удивительных местах куда нас сопровождали бедуины – знакомые израильтянина ещё со времён его синайского житья. Несколько ночей мы проспали прямо в пустыне – совершенно незабываемые впечатления. Доехали до знаменитого монастыря Святой Катерины. Он находится там с 4 века. Место совершенно удивительное. Монастырь расположен на горе. Под горой находится бедуинская деревня. Все жители её всё с того же 4 века занимаются одним – обслуживают этот монастырь. Они и рождаются на свет именно с этой задачей и ни у кого из них никаких других жизненных намерений и не возникает. Наш проводник, как выпускник израильской школы, почти ничего о христианстве не знал…

-Выпускник израильской школы ничего не знает ни о чём, - не мог не ввернуть я, - Просто по определению израильской школы. Особенно всего связанного с еврейством, традицией, историей. Иначе это будет не израильская школа.

-Ну, вот, он и не знал. Согласно христианкой традиции там же расположена и эта гора Синай, на которой Моисей получил Тору и скрижали с заповедями. Экскурсовод говорил, что еврейские источники об этом ничего не говорят. Он не знает, где это было. Он вообще, как нормальный ученик израильской государственной школы, считал все Святые Писания – человеческими выдумками Я, полная вновь приобретённого кабалистического энтузиазма, а я чувствовала, что мы прибыли на место, вдруг подняла руку вверх и сказала: «Господи, если это то место, подай знак». Тут произошло самое удивительное и до сих пор никем не объяснимое. Это был совершенно безоблачный день, ни тучки, ни облачка и вдруг над этой самой горой, появилась кольцевая радуга. Мы все просто обалдели. Мой муж успел её сфотографировать. В нашей компании был доктор советских физико-математических наук – совершеннейший советский человек, когда-то член партии, которой он так и остался верен, и, сами понимаете, законченный атеист. Он всё время высмеивал мои увлечения. Но, увидев радугу, он остолбенел, а потом ничего объяснить не мог. Когда мы вернулись домой, он стал разговаривать с узкими специалистами-физиками-оптиками. Они ему сказали, это он знал и сам, что радуга – всегда дуга, она не может быть круговой, да ещё без дождя.

Мы дошли до наших машин.

-Если у вас есть ещё две минуты, то я могу вам рассказать про другое около пуримское, если и не чудо, то довольно странное дело.

-Валяйте.

-Я работал в другом диспансере. Среди моих пациентов был один шизофреник - индийского происхождения. Происходил он из совершенно патологической семьи: отец - алкоголик, запойный пьяница, среди индийцев такие встречаются, и не так уж редко. Мать - тяжёлая истеричка, хотя можно ли было выжить по иному с таким мужем. Старший брат – мой больной, который время от времени входил в психоз и попадал в больницу за угрозы убить отца. Второй брат после одной из ночных, израильских молодёжных пьянок в пабе или в дискотеке, вёл машину, не справился с управлением и врезался в дерево, на месте убив ехавшего с ним лучшего друга. Он тоже стал моим пациентом, и я всё никак не мог понять: толи у него посттравма с психозом, толи он тоже заболел шизофренией. Короче, диагностированный шизофреник как-то на беседе, между делом, бросил, что он умеет убирать облака с неба, и один из своих опытов записал на видео. Я решил, что речь идёт о психозе, но всё-таки попросил принести мне эту кассету. И вот на Пурим он принёс её мне. И что вы думаете, там, на самом деле, происходило? Простая штучка: мой больной, на самом дел, по своему хотению, по щучьему, видимо велению, которое не обговаривалось, убирает облако с неба. Первые кадры фильма засняли облака на небе, образующие круг в середине которого располагалось ещё одно облако. Затем за кадром звучал голос моего больного: «Облако исчезни». Так, своими глазами, как вы круговую радугу в Синае, я видел, что облако, взаправду, исчезло. Одно из двух: либо комбинированные съёмки, либо речь идёт об управляющем облаками. Во время встречи с его родителями, я их специально спросил об этой плёнке и они мне в один голос заявили: «Правда. Всё так и было». Зачем им врать? Дал я посмотреть эту кассету моей начальнице. Через несколько дней она мне её вернула со словами: «Больше никогда мне её не показывай».

-Страшно людям, - открыла Татьяна свою машину.

Примечания.

1 – ПУРИ`М (פּוּרִים), праздник, согласно библейской книге Эсфири (9:20–32), учрежденный Мордехаем и Эсфирью в память о чудесном избавлении евреев Персии от гибели, которую им уготовил царский сановник Хаман. Название праздника происходит от слова пур (аккадское пуру – `жребий`), который бросал Хаман, чтобы назначить месяц истребления евреев (Эсф. 3:7).
Пурим начинается с окончанием Поста Эсфири Пурим — малый праздник, то есть в этот день разрешено работать. Главная часть празднования — публичное чтение книги Эсфири (по свитку). Пурим — веселый праздник, в который принято пить вино; как сказал вавилонский законоучитель Рава (Мег. 76), нужно пить до тех пор, пока человек не перестанет различать, произносит ли он проклятия Хаману или благословения Мордехаю (хотя некоторые законоучители возражали против буквального понимания этого предписания). В Пурим принято приносить друг другу свертки со сладостями и сладкой выпечкой (ивритское мишлоах манот, буквально `посылка яств`, на идиш шелахмонес) и давать деньги нуждающимся (Эсф. 9:22). На праздник пекут особые треугольные пирожки со сладкой начинкой (обычно — с маком или вареньем), называемые ушами Хамана (на иврите ознейХаман) или кошельками Хамана (на идиш хоменташен). Пурим — карнавальный праздник, во время которого еще в средние века читались произведения, пародирующие религиозную литературу; наибольшей известностью среди них пользуется «Массехет Пурим» (см. Италия). Во многих общинах существовал обычай назначать «ПУРИМского раввина», который читает «ПУРИМскую Тору» — шуточные переделки священных текстов. Особый жанр этого праздника — ПУРИМшпил (на идиш `ПУРИМское представление`), исполняемый одним или несколькими актерами во время праздничной трапезы. Первоначально такие представления были просты и коротки (текст не превышал несколько сот рифмованных строк), однако уже в начале 18 в. в ПУРИМшпилях начало сказываться влияние европейского театра, и эти представления постепенно превратились в драматические постановки с многочисленными ролями и музыкальным сопровождением и текстом в несколько тысяч рифмованных строк. Пуримшпили разыгрывались в публичных местах, и со зрителей взималась плата.
В каббалистической и хасидской литературе Пурим интерпретируется как праздник дружелюбия и радости, день восхваления Божьих дел. «Жребий» Пурима сравнивается со «жребием» в Иом-Киппур (Лев. 16:8) и рассматривается как еще одно проявление Божественного провидения; согласно традиции, И. Лурия даже утверждал, что Иом-Киппур «подобен Пуриму».
Электронная еврейская энциклопедия. http://www.eleven.co.il
Возврат.

2 – сабра – так называют родившихся в Израиле.
Возврат.

возврат к началу.



Используются технологии uCoz