Встречи.
Главная страница


Записки психиатра.


хх
хх

Совпадения имён, фамилий и всего остального невозможно, потому что всё ниже написанное не имеет никакого отношения к прекрасной и прочей действительностям.
Предупреждение: используется ненормативная лексика.

Среди множества привилегий работников израильских государственных учреждений имеется и возможность выбрать два добавочных дня отдыха в год среди недостаточно важных праздников. В календаре государственных служащих эти дни определены как «день выбора». Важные праздники, как например, Песах (пасха) или Суккот 2, нерабочие дни по закону. Одним из таких недостаточно важных праздников является Пурим.

Я собирался взять на этот Пурим отпуск, но Каценелебойген Галь (Разбитое зеркало) просил о встрече. Галь был молодой человек, раненный в Газе, и я посчитал, что ради него могу выйти на работу, тем более, каждая встреча с ним приносила что-то интересное и необычное. Кроме того, по прошлому опыту, я был уверен, что это будет почти свободный день – израильтяне не любят посещать наш диспансер по праздникам.

Начало дня обещало его свободное и приятное продолжение. Диспансер был почти пуст – все нормальные люди отдыхали. В нашей группе лишь социальный работник Татьяна и я решили провести Пурим на работе.

Назначенный на полдевятого не пришёл и мы заговорили – хорошо, что не пришла психолог Сара, иначе пришлось бы это делать на иврите: всё-таки, не смотря на второе десятилетие нашей жизни в Израиле, русский оставался более простым и понятным для общения.

-Я давно пришла в выводу, - заговорила Татьяна, - Что всякая борьба с системой не приводит ни к чему другому, только к вписыванию в неё. Возьмём к примеру, Щаранского 3, или Кузнецова 4. Во что они превратились, когда стали частью системы: Щаранский – членом Кнессета, я уже не говорю, министром, а Кузнецов – редактором «Вестей»? Любая борьба с системой неминуемо приводит к вписыванию в неё.

-Я с вами не очень согласен, во всяком случае, в отношении Кузнецова. Или ещё один замечательный пример, дедушка Ленин. Да, он прибыл в Россию на немецкие деньги и в немецком железнодорожном подвижном составе, кажется, так говорят, но он преуспел: сломал систему и создал свою.

-Согласна, если кто-то уж очень старается и преуспеет, как Ленин, то, сломав систему, он создаёт новую, ещё худшую.

-Верно, намного худшую. Но фактически вы хотите сказать, или как говорят на ново-русском языке озвучить, что плетью обуха не перешибёшь, и всё это позволяет вам озвучить оправдание своей позиции - уединения в замечательной ракушке.

-Наверное. Но мне бывает очень стыдно за мою наивность старых лет…

-Комсомольская юность моя…

-Да. Я верила в систему. Я хотела и пыталась. Я вписалась в систему, я стала её очень активной частью. Вот за это-то мне и стыдно. Сейчас же я увидела, что за термином демократия ничего не стоит, кроме такой же системы, как советская. Значит, никакие серьёзные изменения внести в неё совершенно невозможно. Если вы начинаете играть с системой, пусть даже замыслив её слом, то вы становитесь её частью и на этом всё кончается. Я перестала разочаровываться, потому что поняла: другие люди в систему не идут и не могут идти. Если поначалу кто-то и покажется другим, то раз он пошёл, и раз он вступил в игру, то, на самом деле, он такой же, как и все остальные. Мне было бы интересно проследить судьбу советских диссидентов – как они вписались в систему.

-В определённом смысле я с вами согласен, но не всегда. Не только вы можете быть наивной. Я думаю, что вступивший в Ликуд 5 Фейглин 6, – тоже наивен. Лично мне, он симпатичен. Это примерно такая же наивная попытка, какой была попытка изменить КПСС, вступив в неё. Поэтому, я уверен, что протест Фейглина против погрома Шарона был намного слабее, чем, если бы он не состоял в Ликуде. Можно много спорить: можно изменить систему, нельзя изменить, в лучшую сторону, что есть лучшая сторона, но главное – это зашита внутренней среды. Каждый из нас, или большинство, совершают действия по поддержанию гомеостаза, то есть, защиты внутренней среды, осознают они это или нет. Не защищающие свою внутреннюю среду провозглашают себе смертный приговор. Я - счастливый человек: я учил «Историю КПСС»…

-В таком случае я тоже счастливая, - засмеялась Татьяна.

-Хоть в чём-то мы счастливы. Одна из моих самых любимых фраз, которую, кстати, очень ругал Владимир Ильич, - это кредо оппортунистов, Берштейна, если не ошибаюсь, «движение всё – цель ничто». Я её даже пытаюсь объяснить моим больным, не удостоившимся познать учение. Если чуть переформулировать и развить, то достижение – есть функция множества переменных. Давайте, для простаты, сведём их к двум: мои личные усилия и всё остальное, которое включает в себя кучу всего, начиная от погоды, судьбы, генов, кармы и так далее до Всевышнего.

-Я не думаю, что всегда происходит Божественное управление. Иной раз мне кажется, что, по каким-то своим соображениям, нам предоставлено свободное развитие, по типу: посмотрим, что получится…

-Из этого безобразия, - усмехнулся я, - Кстати, в иудаизме есть принцип: всё подвластно небу, кроме страха перед небом. Считается, что со времён Пурима произошло сокрытие Божьего лика. Пуримская героиня царица Эстер, она же по-русски, Эсфирь - производное слова «сеттер» – скрытое.

-Вы знаете, мне всё больше и больше кажется, что наше время самое неприятное: люди потеряли, что-то основное, стержневое. Вся эта беготня за благами абсолютно пуста. Не подумайте, только, что я - аскетка и отказываюсь от них.

-Иной раз мне кажется, что всякой вере своё время – может, в некоторые периоды всё это греческое многобожие соответствовало строению высших миров, как и мир отца Авраама – Тереха.

-Я тоже думаю, что кто-то прилетал, а потом остался…

В этот момент, прервав Татьяну на полуслове, в кабинет вошла регистратор Ирина, которая принесла нам карточку только пришедшей пациентки.

Её оказалась полноватая, на первый взгляд хорошо сохранившаяся, следящая за собой женщина: маникюр, накрашенные губы, подведённые глаза. Сначала я даже подумал, что лечиться к нам пришёл сопровождавший её мужчина, который выглядел измотанным, уставшим, обрюзгшим.

-Добрый день. Первая встреча - с несколькими сотрудниками нашего диспансера, - произнёс я, на этот раз по-русски, свою обычную фразу введение, - Всё сказанное здесь - тайна. Никакие сведения не могут быть переданы кому бы то ни было, без вашего письменного согласия, «отказа от секретности», - кивнул я в сторону моей единственной на тот день напарницы, которая, как и я, почему-то не выбрала этот день нерабочим.

-Я – Татьяна – социальный работник.

-Я - доктор Нер.

-Я – Краснова Людмила, - произнесла пациентка, осеклась на полуслове, вдруг нахохлилась, насупилась, на глаза навернулись слёзы, сетка морщин набросилась на лицо, отчего сразу же стало понятно, почему именно она обращается к психиатру.

Выждав некоторое время - работа психиатра в государственном учреждении почти конвейер – всё время необходимо помнить о следующем пациенте, я спросил: «Что вас всё-таки заставило прийти к нам?»

Людмила поправила волосы, сняла очки, вытерла глаза, вернула очки на место: «Семейные проблемы. Я поняла, что старею. Я не нужна мужу. Я потеряла с ним контакт. Вы, знаете, я стала ревновать. Никогда в жизни я не ревновала, а тут стала. Но у меня есть основания, поверьте мне: почему он со мной не спит? Я стала думать, что у мужа завелась любовница иначе, как может быть такое, что, уж извините за подробности, но мы спим раз в три месяца, а то и в полгода…» - слёзы брызнули из глаз Людмилы.

-Принести вам воды? – спросила Татьяна.

-Нет, у меня есть, - достала пациентка бутылку из сумочки, - Я не хотела, чтобы муж приходил со мной. Я не хочу, чтобы он разговаривал с вами…

-Если вы не даёте нам разрешения, то мы не имеем права, - закивала Татьяна.

-Не даю. Я ему не верю. Он меня бьёт и врёт, говорит, что не притронулся ко мне и пальцем. Окончательно я поняла, что у него есть женщина, когда он в 2004, или нет – в 2002, не помню точно, у меня резко ухудшилась память. Вы знаете, я 25 лет проработала учительницей истории, у меня, сами понимаете. Была профессиональная память, а сейчас я не могу запомнить простых вещей. Особенно, когда я пью… Собственно из-за этого я к вам и пришла. Я стала пить… - Людмила замолкла, растерянно оглядываясь по сторонам.

-Так, что же произошло в 2004 году, что как вы говорите, окончательно вас убедило в отношении вашего супруга? – спросил я.

-А, не помню два или три года тому назад, но он разделил счёт. У нас был общий счёт, а он его разделил и не сказал мне ни слова.

-Как вы узнали? – спросил я.

-Мне сказали в банке.

-Как вам объяснил муж?

-Он сказал, потому что я пью. Но это неправда. Какая связь? Даже если я и пью, а это правда, из-за этого я и пришла к вам, то на себя я не трачу много денег. Считанные копейки. Сколько стоит в Израиле самая простая водка, а я покупаю только самую простую. Он меня тогда и избил. Не помню только два или три года тому назад. Он меня бил даже ногами, а потом говорит, что я была пьяная и ничего не помню. Дескать, падала и сама себе повредила лицо. Но это неправда. У меня бывают моменты, когда я ничего не помню. Иной раз я даже прихожу в себя на полу, но остальное я всё помню. Я помню, как он меня бил, даже не знаю за что. Я пожаловалась на него в полицию, был суд, и его присудили – три месяца не приближаться ко мне, жить на расстоянии, не помню уж скольких метров от меня.

-Когда ваш муж начал вас бить? – спросила Татьяна.

-Только в Израиле. В России мы сорились, но, как и все, разве можно прожить без ссор, но никогда он на меня и пальца не поднял. Я не знаю, что с ним произошло. Я не знаю, что с нами произошло. Мы оба потеряли свой статус. Конечно же, это не может не сказаться на всём. Там я была учительницей, меня все уважали, а здесь стала уборщицей и нянькой, как на иврите – метапелет. Но я не жалуюсь. Мне даже нравится быть метапелет: я люблю устанавливать отношения со старушками. Наверное, потому что всю мою жизнь проработала с детьми. Пусть и не на престижных работах, но мы подзаработали, могли бы жить и жить, как люди, но я стала пить…

-Есть ещё какие-то признаки, которые говорят вам об измене мужа? – спросил я.

-Да, однажды я пришла к нему на работу, кажется за ключом. Я попросила, чтобы его позвали. Женщина, к которой я обратилась, смотрела на меня таким взглядом - так смотрят только на женщину, которой изменяют. Потом по лестнице спустилась другая женщина – я знаю, что это была его любовница…

-На основании чего?

-Знаю. Я видела его с ней, пусть и только со спину, но я её сразу же узнала. Да и она не должна была там быть. Она пришла посмотреть на меня.

-Дело стало тянуть на бред ревности, Не люблю я бреда ревности – так и жди членовредительства. Хотя, в основном, этим грешат мужчины. Может быть, потому что они-то, в основном, и болеют, - подумал я и спросил, - Вы предпринимали какие-то действия?

-Что вы имеете в виду?

-Ну, например, проверяли его вещи, или следили за ним, или даже нанимали кого-то, чтобы проверял, что ваш муж делает?

-Сыщика, что ли?

Я кивнул.

-Да, никогда. Я лучше уйду и всё.

-Наверное, именно в этом и есть отличие женского бреда ревности от мужского. Хотя, эмансипация и феминизм всё поменяют, - подумал я и спросил, - Случалось, что вы пили по нескольку дней подряд?

-Да, бывали случаи, что я пила по две недели каждый день и с утра до вечера. Выпивала-то я может и немного, две бутылки водки в день…

-Ничего себе, немного, - подумал я.

-Он у меня и телефон забрал. Вот я и оставила его. Я сняла квартиру, жила там одна и работала. Тогда уже он начал меня подозревать в измене. Это неправда, никого у меня не было. Если бы вы знали, как тяжело и не хочется стареть, чувствовать себя никому не нужной, как использованная игрушка. Какая жестокая штука жизнь. Мы здесь совершенно одни: наша единственная дочь живёт в Серпухове. Я хотела бы, чтобы она сюда приехала, но она говорит: «Мама, что я здесь буду делать? Мыть полы и сидеть со старухами, как ты?» У неё там очень неплохой бизнес с мужем…

-У вас есть внуки? – спросила Елена.

-Нет. Ещё одна боль – дочери-то уже 35 лет. Увижу ли я вообще своих внуков? Года полтора, а то и больше мы с мужем прожили отдельно. Муж всё время приглашал меня вернуться. Вот я и вернулась, хотя и не знаю, зачем? Он опять стал меня бить…

-Но вы сказали, что у вас бывают моменты, когда вы ничего не помните? – спросил я.

-Бывают, только я помню, когда он меня бьёт. Это невозможно не помнить…

-Ой, ли? Часами валяешься на полу, – подумал я.

-Я так и не знаю, почему вернулась? Наверное, потому что с работы меня уволили, а другой я найти не могла или не очень хотела…

-Это было связано с вашей выпивкой? – спросил я.

-Нет. Я пью перед сном, потому что не могу заснуть, но на работу я всегда выхожу, когда есть работа, сколько бы вечером не выпила… Я и начала пить, чтобы залить тоску, когда поняла, что старею и не могу заснуть.

-Что вам мешает заснуть?

-Мысли о жизни. Неудовлетворённость жизнью. Жизнь прошла уже…

-Всё-таки, она выглядит моложе своих 57 лет, - подумал я.

-Ничего не сделано, ничего не достигнуто, ничего нет: ни дома, ни семьи, ни внуков. Пустота кругом. И самое страшное – пустота внутри.

-В моменты такого отчаяния, у вас бывали нехорошие мысли?

-Полная никчёмность. Зачем я живу? Я потеряла всякую ценность. Я обратилась в полную пустышку. Да, я хотела повеситься, но не решилась. У меня не хватило силы воли. Иной раз я жалею, что это так, но мне не хватило мужества раз и навсегда избавиться от этой душевной боли.

-А сейчас у вас есть такие мысли? – спросил я.

-Нет. Я боюсь жить и боюсь умереть. Поэтому и пью. Пьяному море по колено, а лужа, как море.

-В Израиле практически нет луж. Когда вы начали пить? – спросил я.

-В России я выпивала только в компаниях. У меня и в мыслях никогда не было пить одной. В Израиле, года два или три тому назад я стала пить пиво. Кто-то мне посоветовал, когда я пожаловалась, что не сплю. Вот мне и сказали: «А ты выпей бутылку пива и заснёшь»…

-Добрые люди дают хорошие советы.
«Сначала шли рюмочки,
А потом стаканчики,
А потом в глазах моих, засверкали зайчики», -
вспомнил я песню молодости.

-Так и дошла до нескольких литров пива в день и каждый день. Но этого стало не хватать – пиво перестало мне давать покой и я начала добавлять водку, когда хотел спать, но не могла. Начала со стакана, потом два, а потом дошла и до двух бутылок в день, да несколько дней, да две недели без перерыва. У меня уже начало болеть всё внутри. Последние месяцев восемь я проработаю месяц и срываюсь в запой. Я иногда падаю на пол и ничего не помню. Мой муж находит меня прямо на полу…

-Потом и рождаются рассказы об избиениях. Вдруг она его зря засунула в полицию? Хорошо ещё, что не посадили – в полиции и суде женщинам верят: страдающая сторона, - подумал я.

-Спасите меня от этого наваждения, - повысила голос Людмила, - Я уже не могу так. Я не могу спать, не могу пить. Вы знаете, но последнюю неделю я вообще не спала. Я забывалась каким-то забытьём и мгновенно вскакивала вся мокрая от какого-то ужаса. Так больше продолжаться не может. Если вы меня не спасёте, то мне ничего и не остаётся. Я стала ужасно раздражительная. Я вспыхиваю, как спичка. Никогда у меня не было такой гневливости…

-Что вы делаете в гневе? – спросил я.

-Кричу, да таким голосом, что иной раз сбегаются все соседи. У меня начались ужасные тревоги. Я вздрагиваю от любого малейшего ветерка и шороха.

-Какое у вас настроение? – спросил я.

-Самое отвратительное из всех возможных.

-У вас есть тоска?

-Нет, ностальгии у меня нет никакой. Я не скучаю по России, в отличие о моего мужа.

-Я не имею в виду ностальгию. Тоска не всегда связана с тоской по Родине.

-Если так, то тоска у меня есть. Депрессия тоже. Вы знаете, внутри что-то пищит…

-Надо же, каждый раз услышишь что-то новое, – удивился я про себя никогда прежде не слышанному описанию душевного состояния.

-Вы пытались работать по специальности? – спросила Татьяна.

-Нет. Я приехала в таком возрасте, что очень трудно выучить язык настолько, что сможешь преподавать. Да, и ведь я - учитель истории, история там – история здесь, сами понимаете. Я даже не пыталась. Одна намного моложе меня женщина, тоже историк, которая прошла тут все курсы, получила диплом, но когда пришла устраиваться в школу, то ей сказали: «Мы не хотим, чтобы дети со школы начинали слушать акцент, как у вас»

-Очень похоже на правду. Про арабский они сейчас такого и подумать не посмеют – араб тут же обратится в одну из многочисленных контор по защите прав человека, которая в Израиле есть ни что иное, как защита прав арабского человек. Быть арабом в современном Израиле – это почти выигрыш в лотерее. Они всё больше и больше становятся самым привилегированным слоем этого, как бы еврейского государства: никаких почти обязанностей, никаких налогов. Но сами себя они таковыми не считают, или хотят убедить всех, что это не так… Их единственная задача – похоронить это государство, предварительно высосав из него все соки. Их единственная опасность –не попасть под взрыв своих, когда те приводят в исполнение смертный приговор евреям. Правда, куча евреев занимается тем же самым, - подумал я и спросил, - Ваша знакомая пожаловалась?

-Нет. Она подёргалась, подёргалась и вернулась в Россию.

Я дал Людмиле лекарства, сказал, когда прийти в следующий раз, и она вышла. В кабинет заглянул её муж - показался он мне ещё несчастнее, чем раньше.

-Я хочу с вами поговорить.

-Проблема в том, что ваша жена обратилась к нам на лечение, и она категорически против этого, - почувствовал я дискомфорт.

-Но она кричит, мешает соседям, - мужчина сделал ещё более несчастное лицо.

-Какая чушь, - подумал я, пожимая плечами.

Мужчина вышел.

Прошло несколько мгновений, Татьяна сообразила: «Надо было сказать ему, что он может написать нам».

-Точно. Всё гениальное – просто. Хоть беги за ним.

Примечания.

1 – ПУРИ`М (פּוּרִים), праздник, согласно библейской книге Эсфири (9:20–32), учрежденный Мордехаем и Эсфирью в память о чудесном избавлении евреев Персии от гибели, которую им уготовил царский сановник Хаман. Название праздника происходит от слова пур (аккадское пуру – `жребий`), который бросал Хаман, чтобы назначить месяц истребления евреев (Эсф. 3:7).
Пурим начинается с окончанием Поста Эсфири Пурим — малый праздник, то есть в этот день разрешено работать. Главная часть празднования — публичное чтение книги Эсфири (по свитку). Пурим — веселый праздник, в который принято пить вино; как сказал вавилонский законоучитель Рава (Мег. 76), нужно пить до тех пор, пока человек не перестанет различать, произносит ли он проклятия Хаману или благословения Мордехаю (хотя некоторые законоучители возражали против буквального понимания этого предписания). В Пурим принято приносить друг другу свертки со сладостями и сладкой выпечкой (ивритское мишлоах манот, буквально `посылка яств`, на идиш шелахмонес) и давать деньги нуждающимся (Эсф. 9:22). На праздник пекут особые треугольные пирожки со сладкой начинкой (обычно — с маком или вареньем), называемые ушами Хамана (на иврите озней Хаман) или кошельками Хамана (на идиш хоменташен). Пурим — карнавальный праздник, во время которого ещё в средние века читались произведения, пародирующие религиозную литературу; наибольшей известностью среди них пользуется «Массехет Пурим» (см. Италия). Во многих общинах существовал обычай назначать «ПУРИМского раввина», который читает «ПУРИМскую Тору» — шуточные переделки священных текстов. Особый жанр этого праздника — ПУРИМшпил (на идиш `ПУРИМское представление), исполняемый одним или несколькими актерами во время праздничной трапезы. Первоначально такие представления были просты и коротки (текст не превышал несколько сот рифмованных строк), однако уже в начале 18 в. в ПУРИМшпилях начало сказываться влияние европейского театра, и эти представления постепенно превратились в драматические постановки с многочисленными ролями, музыкальным сопровождением и текстом в несколько тысяч рифмованных строк. Пуримшпили разыгрывались в публичных местах, и со зрителей взималась плата.
В каббалистической и хасидской литературе Пурим интерпретируется как праздник дружелюбия и радости, день восхваления Божьих дел. «Жребий» Пурима сравнивается со «жребием» в Иом-Киппур (Лев. 16:8) и рассматривается как еще одно проявление Божественного провидения; согласно традиции, И. Лурия даже утверждал, что Иом-Киппур «подобен Пуриму».
Электронная еврейская энциклопедия. http://www.eleven.co.il
Возврат.

2 – СУККО`Т (סֻכּוֹת, буквально `кущи`), семидневный праздник, начинающийся в 15-й день месяца тишрей (см. Календарь), в память о кущах, в которых жили израильтяне в пустыне после исхода из Египта. Первый (в странах рассеяния также и второй) день — иом тов (праздничный день, в который работа возбраняется), а остальные дни — хол ха-мо‘эд (дни, в которые работа разрешается); восьмой день после начала Суккот — иом тов, в этот день празднуют Шмини ацерет (буквально `восьмого — праздничное собрание`), который в Эрец-Исраэль совпадает с праздником Симхат-Тора.
В Библии Суккот — «праздник собирания [плодов]» (Исх. 23:16; 34:22): «праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из точила твоего» (Втор. 16:13, ср. Исх. 23:16; Лев. 23:39), праздновавшийся «в конце года» (Исх. 23:16, 34:22). Суккот — один из трех, наряду с Шаву‘от и Песах, израильских праздников, связанных с сельскохозяйственным годом (Исх. 23:16, 34:22; Лев. 23:34–36, 39–43; Чис. 29:12–38; Втор. 16:13–15). С древнейших времен Суккот был одним из наиболее важных паломнических праздников и потому назывался «праздник Господа» (Лев. 23:39; Суд. 21:19) или просто «праздник» (I Ц. 8:2, 65; 12:32 и др.).
Освящение Соломоном Иерусалимского храма было произведено в Суккот (I Ц. 8), и потому, согласно Втор. 31:10–11, каждый седьмой год на праздник Суккот следует читать Тору на общем собрании народа. Изначально, как и Песах, Суккот продолжался неделю; после пленения вавилонского был добавлен восьмой день.
Электронная еврейская энциклопедия. http://www.eleven.co.il
Возврат.

3 – ЩАРА`НСКИЙ Натан (Анатолий, родился в 1948 г., город Сталино, Советский Союз, ныне Донецк, Украина), активист еврейского движения в Советском Союзе, участник движения защиты прав человека, узник Сиона, израильский общественный и политический деятель. Сын журналиста Б. Щаранского (умер в 1978 г.). Учился в Московском физико-техническом институте, который окончил в 1972 г. Работал в Институте нефти и газа в Москве. В детские и юношеские годы увлекался шахматной игрой, получил звание кандидата в мастера спорта по шахматам.
В 1973–77 гг. принимал активное участие в еврейском национальном движении в Советском Союзе, в том числе в демонстрациях и голодовках протеста. Был автором ряда писем и обращений еврейских активистов к советским властям и международной общественности, в том числе письма секретарям коммунистических партий Франции и Италии Ж. Марше и Э. Берлингуэру. Передавал иностранным корреспондентам в Москве информацию о еврейском национальном движении, о преследованиях, которым подвергались активисты, о необоснованных отказах в предоставлении разрешения на выезд из Советского Союза, многочисленных случаях нарушений прав человека со стороны властей. После подписания летом 1975 г. заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе Щаранский предложил известным борцам за права человека в Советском Союзе Ю. Орлову и А. Амальрику «вместе подумать о том, как затруднить советским властям невыполнение этих соглашений». Щаранский был одним из инициаторов создания Московской группы по контролю за соблюдением Хельсинкских соглашений в области прав человека, так называемой Хельсинкской группы. Щаранский стал членом группы, он был помощником и переводчиком академика А. Сахарова при его контактах с иностранцами.
В 1977–78 гг. советские власти ужесточили подавление различных форм оппозиционного движения в стране, в том числе и еврейского. 22 января 1977 г. по советскому телевидению шел фильм «Скупщики душ», авторы которого показывали еврейских активистов как аморальных людей, «подкупленных международным сионизмом и империализмом». Среди них упоминался Щаранский, которого вскоре арестовали по обвинению в шпионаже и измене родине (статья 64). После длившегося 18 месяцев следствия, во время которого представителям КГБ не удалось сломить Щаранского, 4 июля 1978 г. начался судебный процесс. Щаранский был вынужден сам себя защищать, так как власти не допустили к процессу адвоката, которого выбрали родственники, а от адвоката, навязанного ему следственными органами, Щаранский отказался. 14 июля 1978 г. он был приговорен к 13 годам лишения свободы. Заключение отбывал во Владимирской и Чистопольской тюрьмах до марта 1980 г., а затем в Пермском лагере усиленного режима. В заключении много раз сидел в карцере за протесты против незаконных действий тюремного начальства. Неоднократно объявлял голодовки протеста, одна из которых длилась 110 дней, его подвергали принудительному питанию.
Суровый приговор, мужественное поведение во время следствия и в заключении, мощная кампания борьбы за его освобождение, в которой Авитал Щаранская, жена Щаранского, играла выдающуюся роль, сделали его имя широко известным в мире. С начала 1980-х гг. представители самого высокого уровня стран свободного мира поднимали на встречах с советскими руководителями вопрос об освобождении Щаранского.
Щаранского освободили из тюрьмы 11 февраля 1986 г., лишили советского гражданства и на мосту Глинике, на границе Западного и Восточного Берлина, обменяли на советского шпиона, арестованного американцами. Щаранский сразу же прилетел в Израиль.
Щаранский написал автобиографическую книгу «Не убоюсь зла» (издание на английском языке 1988; первое издание на русском языке — 1991), где рассказал о суде, следствии и о жизни в тюрьмах и лагерях; книга вышла большими тиражами на девяти языках. Активно занимался общественно-политической деятельностью. Вел борьбу за освобождение узников Сиона и вообще всех политзаключенных из тюрем и лагерей в Советском Союзе и за предоставление права выезда из СССР всем желающим. После того, как в Советском Союзе в результате процесса демократизации (политика гласности и перестройки) политзаключенные были освобождены, а разрешения на выезд предоставляли практически всем желающим, Щаранский стал в первую очередь заниматься вопросами абсорбции новых репатриантов. В 1988 г. он стал инициатором создания Сионистского Форума выходцев из Советского Союза и стал его первым президентом. В 1995 г. возглавил партию Исраэль ба-алия, которая получила на выборах в Кнессет 14-го созыва в 1996 г. семь мандатов. Щаранский вошел в правительство Б. Нетанияху и получил портфель министра торговли и промышленности. Возглавил партийный список на выборах в Кнесет 15-го созыва в 1999 г. В новой правительственной коалиции во главе с Э. Бараком Щаранский получил портфель министра внутренних дел. В июле 2000 г. отказался от министерского портфеля, а партия Исраэль ба-алия вышла из состава коалиции из-за решительных разногласий с курсом премьер-министра, который, с точки зрения Щаранского, шел на слишком большие уступки в переговорах с палестинцами. После неудачных переговоров в Кемп-Дэйвиде в 2000 г. Щаранский стал активно призывать к созданию правительства национального единства.
Электронная еврейская энциклопедия. http://www.eleven.co.il
Возврат.

4 – Кузнецов Эдуард. Родился в Москве в 1939 году. Отец – Самуил Герзон. Мать – Зинаида Васильевна Кузнецова, рабочая. Отец в 1941 году погиб на фронте. В 1956 году окончил среднюю школу. Работал токарем. Служил в армии. В 1959–1960 годах учился на философском факультете Московского университета. Участвовал в издании самиздатовского журнала «Феникс». Распространял самиздатскую литературу. Участвовал в митингах на площади Маяковского. В 1961 году арестован. Обвинён в антисоветской деятельности. Приговорён к 7 годам ИТЛ особого назначения. Направлен в Потьму. Дубравлаг. В лагере познакомился с Ю.П. Фёдоровым и А.Г. Мурженко. В 1966–1968 годах сидел во Владимирской тюрьме. Освобождён оченью 1968. Поселился в г. Струнино Владимирской области. В 1970 году женился на Сильве Залмансон и переехал к ней Ригу. В феврале 1970 года получил вызов из Израиля. Собрал документы для оформления разрешения на выезд из СССР. Получил отказ в выдаче характеристики. Подготовил план захвата самолёта для перелёта в Израиль. Привлёк к участию в операции «Свадьба» Фёдорова и Мурженко. 15 июня 1970 года арестован в аэропорту «Смольный» под Ленинградом при попытке захвата самолёта. Посажен в тюрьму «Кресты». Затем Следствие. Суд. Приговор: смертная казнь. Пребывал в камере смертников. 31 декабря 1970 года объявили о замене смертного приговора 15 годами ИТЛ. Перевели в следственный изолятор. 21 мая 1971 года этапирован в Потьму. Был в пересыльных тюрьмах в Горьком, Рузаевке, Потьме. С 3- мая 1971 по 1979 находился в Дубравлаге. Шил рукавицы. 17 ноября 1971 года отказался от советского гражданства. Встречался с Е.Г. Боннэр. Вёл «Дневник» в лагере. Передал его на Запад, где он был опубликован в в 1973 году в Париже. В 1979 году был обменен на советских разведчиков. Жил в Израиле, затем в Западной Германии. С 1983 по 1990 г. возглавлял отдел новостей на радио "Свобода". В 1990 г. стал главным редактором русскоязычной израильской газеты "Вести". Был уволен. Создал интернетовское агентство "Мигньюс" на русском языке. Книга "Дневники" получила в 1974 г. во Франции приз "Гулливер" как лучшая книга года, написанная иностранным автором.
«Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы. http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/author.xtmpl?id=261»
Возврат.

5 – Ликуд - «Ликуд» («Сплоченность»); полное название «Ликуд - национальное либеральное движение».
Первоначально «Ликуд» возник как расширение парламентского блока ГАХАЛ* перед выборами в Кнессет 1973 г. по инициативе Ариэля Шарона, когда к «Херут»* и Либеральной партии* присоединились «Мерказ Хофши»*, «Решима Мамлахтит»* и группа из движения «Эрец Исраэль а-Шлема». Лидером блока был Менахем Бегин (до этого лидер «Херут» и ГАХАЛ). Программа, с которой блок пошел на выборы (и получил на них 39 мандатов), была составлена полностью в духе учения З. Жаботинского; важнейшими ее требованиями были: распространение израильского суверенитета на всю территорию западнее р. Иордан, либерализация экономики, улучшение положения выходцев из восточных стран, уважение еврейской традиции и углубление ее изучения в школе, предоставление полных гражданских прав арабскому и другим меньшинствам.
Зеэв Гейзель «Партии, движения, блоки и списки за последние 25 лет».
Возврат.

6 – Фейглин Моше - вот что он пишет в своей автобиографии «Мои предки приехали в Эрец Исраэль во времена первой алии. Мой покойный дед был первым ребенком, родившимся в мошаве Метулла. Я родился в Хайфе 29 Тамуза 5722 года (31.07.1962) в семье Эстер и Якова Фейглиных.
Сначала я учился в государственно-религиозной школе "Тахмошет" в Реховоте. Был активистом движения "Бней Акива". Среднее образование я получил в йешиве "Ор Эцион", возглавляемой равом Хаимом Друкманом, где специализировался по теме "Изучение Эрец Исраэль".
После окончания средней школы я пошел служить в армию. Четыре года прослужил офицером в саперных войсках. По-видимому, Всевышний хранил меня: трижды сменявший меня на дежурстве офицер сразу же погибал (в Ливане, в Шхеме и в Газе). В то время я принял важное для меня решение - женился на Ципи. За 18 лет у нас с ней родились пять чудесных детей.
После демобилизации из ЦАХАЛа я основал бизнес, а пока он не начал приносить доход и надо было на что-то жить, мы с женой каждый вечер мыли полы и туалеты в разных учреждениях. Основанная мною фирма занималась наружным обслуживанием высоких строений.
В 5748 (1988) году мы переехали жить в Самарию, и там построили свой дом. С приходом к власти Рабина я в состоянии шока наблюдал за тем, как разрушается все, созданное ранее, все, что нам дорого. Постепенно в мое сознание проник тот факт, что эта безумная ситуация не вызывает никакого адекватного ответа. С друзьями-единомышленниками мы основали движение "Зо арцейну" ("Это наша земля"), при этом запустив собственные дела. В начале 1994 года мы затеяли операцию "Махпиль" ("Удвоение"). Мне удалось во всех поселениях Иудеи, Самарии и Газы сколотить активные группы, которые были готовы выступить одновременно и основать рядом с каждым населенным пунктом новое поселение. Это было смутное время, когда Рабин еще не встречался с Арафатом и общественное мнение еще не было готово к тому, что он посмеет пожать руку этому террористу. Наша акция должна была похоронить соглашения Осло уже на стадии их подготовки.
Но "разрушители и опустошители твои из твоей среды выйдут" (Исайа 49:17). Часть руководства Совета Поселений (к счастью уже выбывшая из Совета) сумела провалить операцию. Операция была отменена, и соглашения Осло вошли в жизнь страны без реального сопротивления - а я потерял год работы. Я вернулся домой и попытался восстановить свой бизнес. Однако я не смог сосредоточиться только на своих делах и стоять в стороне, когда рушится страна. По прошествии года мы с товарищами вернулись к общественной деятельности в "Зо Арцейну" и организовали знаменитые пикеты на дорогах, которые летом 5755 (1995) года взбудоражили всю страну. Оказалось, что сопротивление национальному самоубийству оказывают не только несколько "пропеллеров". У правительства Рабина возникла серьезная проблема.
За участие в деятельности "Зо арцейну" меня судили, и я удостоился быть первым гражданином в демократическом государстве, которого за организацию ненасильственных демонстраций обвинили в "призыве к бунту". Несмотря на тяжелое обвинение, я не согласился, чтобы меня представлял адвокат. Я защищал себя сам в течении двух лет, которые длился суд. Не просил и смягчения наказания, так как все время подчеркивал перед тремя судьями, что полностью отвечаю за все свои действия (которые, разумеется, были абсолютно ненасильственные). И добавлял, что сожалею только о том, что не смог сделать еще больше. Вместе со мной под судом находился мой друг Шмуэль Сакет и рав Бени Элон. Во время суда рав Элон был выбран в Кнессет и процесс против него был прекращен. Меня и Шмуэля приговорили к нескольким месяцам заключения, которые заменили общественными работами. Если учесть, что такое обвинение "тянет" на 10 лет тюрьмы, то можно понять, что судьи пришли к выводу, что наше нарушение не такое уж тяжкое. (Я знаю, что и многие новые репатрианты, участвующие в деятельности "Зо арцейну" так же получили различные наказания. Так Иосеф Бегун, узник Сиона, провел трое суток в израильской тюрьме практически за то же "преступление", что и в России: он демонстрировал свое желание жить на еврейской земле в еврейском государстве. Думаю, что приехавших из России не должно удивлять, что такое вообще может произойти, но удивительно, что это происходит в демократическом государстве).
Во время судебного процесса мы с моим другом Моти Карпелем основали газету "Лехатхила" ("В начале"). В ней мы развивали идею о том, что сионизм основан на еврейском самоопределении, еврейской культуре и вере, и поэтому руководящие позиции должны занимать люди, понимающие важность еврейских ценностей, в частности, люди, которые не будут рассматривать Землю Израиля и еврейские святыни как предмет для какого бы то ни было торга. Историю нашей борьбы я опубликовал в книге "Там, где нет людей". Книга эта не только о событиях, но и о мировоззрении. Тысячи экземпляров книги были проданы, и она была переведена на английский и русский языки.
После окончания судебного процесса и отбытия наказания я оказался без всяких средств к существованию и сразу же принялся искать работу. Вскоре я получил "высокий" пост - на башенном кране на 16-этажной высоте. Полгода я проработал крановщиком на стройке и удостоился чести быть редким представителем евреев среди всех народов мира, строящих нашу страну. Но все это время в моем мозгу эхом отдавался вопрос, заданный Шимоном Пересом с трибуны Кнессета: " А какова ваша альтернатива?" И хотя газета "Лехатхила" сделала свое дело, я чувствовал необходимость создания исследовательского института, который займется изучением вопроса о том, что должно собой представлять современное демократическое еврейское государство и как оно должно функционировать.
Я спустился с подъемного крана и основал "МЕКИМИ" - центр изучения и развития еврейской государственности. Сегодня этот центр включает в себя около 40 докторов наук и университетских профессоров, а так же несколько раввинов. Их объединяет то, что на первое место они ставят не территориальные, оборонные или гидрологические проблемы государства Израиль, хотя эти проблемы безусловно важны. Главные проблемы - это проблема самоидентификации и проблема того, сможем ли мы оставить детям в наследство еврейское государство или нет. Желание определенных кругов общества избавиться от тех или иных частей Земли Израиля логически вытекает из их желания избавиться от еврейской самоидентификации и выхолостить еврейский характер государства.
Три месяца назад ко мне обратились с неожиданной идеей выставить свою кандидатуру на выборах председателя Ликуда и таким образом появилась потенциальная возможность воплотить в жизнь идеи, которые мои друзья и я развиваем в многочисленных статьях и выступлениях на протяжении последних пяти лет: превратить Израиль из все менее демократического и все менее еврейского по своему характеру государства, просто населенного евреями, в истинно демократическое государство, основанное прежде всего на еврейских ценностях». ( http://www.antho.net/library/blau/mf/mfa.html). Моше Фейглин и его группа вошли в Ликуд группой, получившей название «Еврейское руководство». Следует заметить, что до сих пор ничего стоящего из этого не получилось (моё мнение).
Возврат.

возврат к началу.



Используются технологии uCoz