Встречи.
Главная страница



Короткие зарисовки. Первая страница.




Молодая караимка

Закрывая городок от необычного для Прибалтики жаркого солнца, со всех сторон наползли серые, низкие тучи, рассыпая бисер низких звуков, недовольно заворчал гром и не заставил себя ждать дождь, к счастью, вскоре переставший.

Не обращая внимания на капризы природы, неугомонный поток туристов катился через мостик к тракайскому островному замку. Пройдя через весь музей с одной из волн посетителей, в последнем зале я наткнулся на стенд, посвященный караимам. В двух витринах были выставлены их одежды, предметы культуры и быта. На стенке рядом висел потёртый листок-объяснение, в котором говорилось о происхождении караимов от хазар и половцев, об их жизни в Крыму, откуда часть народа была переселена в Х1V веке Великим Князем Витаусом в Литву.

Неожиданно ко мне подошла пожилая дежурная и сказала: «Я вижу, вы интересуетесь караимами. На улице, где они живут, есть еще один их музей, и работает их церковь, которую они называют «кенаса». Скорее всего, она сегодня открыта, так как закрыта она только по пятницам. Теперь любой гость Тракая без всякого усилия найдёт место обитания караимов, так как недавно улицу Мельникайте переименовали в улицу Караиму. Эта улица рядом с нами, идите в сторону озера».

-Спасибо, - поблагодарил я дежурную, развернулся, направляясь к выходу, но был остановлен её вопросов: «Извините, вы еврей?»

-Да.

-Я сразу же поняла: только евреи интересуются караимами: другие о них просто ничего не знают. Но учтите, сами караимы очень не любят, когда их причисляют к евреям.

-Бить будут?

-Нет, бить не будут – они люди мирные и законопослушные, - засмеялась женщина.

-И то хорошо. Только я и не собираюсь причислять, кого бы ни было к евреям, караимов, в том числе.

-Тогда вам вообще бояться нечего. Счастливо вам, - улыбнулась мне пожилая женщина, - Я – не еврейка и не караимка, мне просто интересно было читать исторические книги.

Дежурная оказалась права: не составило никакого труда найти несколько десятков одноэтажных, в основном зелёных и серых домиков, вытянувшихся вдоль озера, которые и образовывали улицу Караиму.

Кенеса – желтое, прямоугольное строение с конусообразной крышей было спрятано забором с закрытой калиткой. Табличка по-литовски и по-русски сообщала: «Действующая караимская кенесса Х1Х века охраняется государством как памятник истории». Зато находящийся невдалеке от молельного дома тоже одноэтажный, желтый, двухкомнатный музей был открыт. Его экспонаты и объяснения почти полностью повторяли находящиеся в замке, с небольшим добавлением фотографий типичных представителей караимского народа.

Дежурная по музею – светлая, говорящая с небольшим акцентом литовка, сказала: «Кенеса бывает открыта лишь несколько раз в году на большие караимские праздники, когда здесь собираются несколько сотен караимов со всей Литвы и может быть даже из других мест. Местный священник, которого они называют – хазан – умер, и теперь все ждут приезда нового из Турции. Кроме того, караимам разрешили открыть свои караимские школы с сентября этого года».

-Одним словом, Перестройка и Гласность в ходу, - улыбнулся я, - Извините, а что вас заставило работать в караимском музее?

-Заставить ничего не заставило, но работы в округе немного, я по образованию преподаватель истории, но в школе работать не хочу, вот и пошла, когда узнала о свободной вакансии. А вы – еврей?

-Разумеется, так как только евреи интересуются караимами – другие о них просто ничего не знают. Но причислять караимов к евреям не буду – говорят это небезопасно, - улыбнулся я, - Меня об этом уже строго предупредили в большом музее. Кстати, и мгновенно раскусили, почему я заинтересовался какими-то никому не известными караимами.

-Верно, - улыбнулась мне в ответ дежурная по музею.

Не став выяснять, что « верно», я вышел на улицу. Прямо навстречу мне шла молодая, худенькая, кареглазая брюнетка с типичной еврейской внешностью.

-Извините, вы имеете какое-нибудь отношение к караимам, - набрался я наглости.

Бросив на меня колючий, изучающий взгляд, молодая женщина кивнула: «Да, я – караимка… а вы?»

-Я – еврей.

-Я так и подумала, - чуть скривилась она и вдруг в её голосе зазвучали агрессивные нотки и злость, - Только евреев это беспокоит! Ни литовцев, ни русских, ни поляков мы не интересуем. Об этом мне еще бабушка говорила. Вы хотите записать нас в евреи. А мы не имеем к вам никакого отношения. Это было многократно доказано, а…

-Не знаю, что говорила вам ваша замечательная бабушка, - бесцеремонно перебил я жительницу Тракая, - Но, во-первых, лично я не хочу записать вас в евреи. Извините, но зачем вы нам нужны? Я уж не говорю о ваших количествах, меньше чем раз, два и обчёлся. Не хотите иметь с нами ничего общего, ну, и… - я захотел бросить «черт с вами», но передумал и в последний момент поменял, - На здоровье. Это ваше внутреннее дело. Чёрт знает, сколько евреев хотят убежать от своего еврейства, чего уж нам записывать в евреи караимов. Я считаю, что если еврей не хочет быть евреев, то это его право. И, во-вторых, - вспомнил я, что начал с «во-первых, - Русские, литовцы, киргизы, чукчи и прочие просто понятия не имеют, что существуют на Белом Свете какие-то караимы в количестве, приближающемся к нулю…

-Человек, отказывающийся от своей нации, - на этот раз девушка перехватила нить разговора, - Мне, кажется, уже ясно, что он из себя представляет, и неважно, сколько нас, пусть хоть 10 человек, но наше количество к нулю не приближается. Есть, правда, и караимы, которые не интересуются ничем караимским. А вот несколько лет назад к нам приехало несколько человек. Они утверждали, что они – караимы и хотят, мол, узнать, что-нибудь о своём народе. Но когда с ними поговорили, то выяснили, что они – евреи, которые каким-то образом записались караимами. Но мы к вам не имеем никакого отношения, - тряхнула она черными кудряшками.

-Кого вы больше уговариваете: меня или саму себя? Вы знаете, от какого слова происходит ваше название и самоназвание?

Караимка пожал плечами.

-Вы уж извините за такую неприличную подробность, но от самого разеврейского глагола «кара» - читать. В VIII веке нашей эры в Вавилонии среди евреев произошёл раскол: выделилась секта, отказавшаяся признать устное учение, то есть Талмуд и признающая только письменное, то есть Тору, что по-русски зовётся «Пятикнижием Моисеевым». Последователи этого течения утверждали, что Тора написана, поэтому не нужны никакие комментарии, а следует только читать её, то есть «коре». Отсюда и пошло слово «караимы». Если перевести, уж извините, с еврейского на русский, то звучать это будет простенько, но со вкусом: «Читатели». Да не просто читатели, а главной еврейской Книги Торы. В еврействе всегда существовали различные направления. Христиане, кстати, тоже начинали, как еврейская секта. Вам, просто, чуть меньше повезло, что не стали вы многомиллионными, как христиане, - хмыкнул я, подумав, - А может и нам повезло: чёрт вас знает, не повели бы вы себя в отношении евреев ещё почище христиан?

-Вот вы говорите «секта», а ведь мы – не секта, мы – народ и у нас совершенно отличный от вашего язык.

-О каком языке вы говорите? Об иврите, на котором написана Тора, признаваемая и вами, или об идише – языке евреев, прошедших когда-то через Германию и взявших по дороге один из немецких диалектов, в который добавили ивритские слова? Или вы говорите о ладино или джудезмо – диалекте испанского языка, тоже с включениями из иврита, на котором говорили испанские евреи? Или вы имеете в виду бухарских евреев, родной язык которых таджикский-фарси, опять же с кусочками иврита, или о грузинском, на котором говорят грузинские евреи или о татском – языке горских евреев?

-Я не знаю, но я читала нашу историю Шапшала и там точно доказано, что мы происходим от хазар.

-Ужасно интересно. Ваша внешность – типично хазарская… хазары, кстати, по случаю были монголоидами. Вам, уж, простите великодушно, не кричали иной раз: «Еврейка», а то и «Жидовка»?

Караимка многозначительно покраснела.

-Или у вас всё, как в анекдоте «по паспорту».

-Что за анекдот? – передёрнула плечами девушка.

-Один из семитски-антисемитских. Сара кричит: «Абрам, пойдём прятаться: погром обещали». «Мне не надо: я по паспорту русский», - отвечает ей Абрам. «Бьют-то не по паспорту, а по морде», - говорит ему Сара.

-Не знаю, это ваши анекдоты, - затрясла головой караимка.

-Наши, наши, конечно наши. Если вы не имеете отношения к евреям, то, естественно, вы не имеете отношения и к караимам, о которых я вам говорил, так как настоящие караимы были просто евреями, отказавшимися от Талмуда.

-Да, наверное, это так.

-Чего же вы тогда присвоили себя название «караимы», напомню вам его перевод с еврейского - читатели?

-Я не так хорошо знаю историю.

-Кстати, о птичках, ваш молельный дом называется «кенесса», что есть просто производное ивритского слова. Вы может, слышали, что израильский парламент называется Кнессет? Синагога, кстати, по-еврейски – это "бейт кнессет", дом собрания, значит. Слова одного корня, кстати. Странные, однако, были хазары.

-Я не так хорошо знаю историю.

-Напрасно. Полезная штука. Хотя и лингвистика, похоже, для вас тоже тайна за семью печатями. Ну, да и ваш Шапшал всё точно, как в аптеке, доказал происхождение караимов от хазар, но о таком пустячке, как раса хазар не упомянул, за ненадобностью, вестимо, точнее, чтобы чистоту строго доказательства не подпортить...

-Не смейтесь, пожалуйста, вы ведь его не читали.

-Извините. А от каких хазар вы ведёте своё происхождение?

-От хазар, - переступила девушка с нога на ногу.

-Ну, да, от хазарских хазар, очевидно, как Шапшал доказал. Часть хазар приняла иудаизм, то есть всё, включая и Устное Учение, которое и есть Талмуд. Нет никаких данных о хазарах-караимах. Значит, после распада Хазарского Каганата некоторые хазары-иудеи должны были перейти в караимы, то есть отбросить за ненадобностью Талмуд? Вы что-нибудь об этом знаете?

-Нет. К сожалению, я не очень хорошо знаю нашу историю.

-Вы хорошо и твёрдо знаете лишь, что не имеете никакого отношения к евреям. Что же, не знаю, как с точки зрения чистой науки, но в жизни это помогает. 5 параграф в Союзе жизнь не украшает. Да и в годы войны немцы литовских караимов, в отличие от литовских евреев, не трогали. 96% литовских евреев до победы над немцами не дожили. Панары, 9 форт и прочие братские могилы поглотили одну из самых блестящих еврейских общин. Кстати, говорят, что в Крыму караимы от немцев пострадали.

-Это неправда: у нас много родственников в Крыму и они всегда говорят, что немцы никого не тронули.

-Ну, и слава Б-гу. Я думаю, что это важнейшая из всех теорий – теория выживания. Вы слышали, что в XIX веке один караимский деятель по фамилии Фирсович тоже строго доказал, что караимы ведут своё происхождение прямо от 10 израильских колен, уведённых в плен ассирийцами? Таким образом, он утверждал, что в отличие от простых евреев, караимы не имеют отношения к распятию Христа, то бишь, не виноваты и неподсудны. Открытие Фирсовича тоже материализовалось в значительно лучшем отношении царской власти к караимам, чем к евреям.

-Нет, и этого я не слышала.

-Ну, и не надо. Меньше знаешь – крепче спишь. Скажите, пожалуйста, а сколько осталось караимов?

-В Тракае около 90 человек, в Вильнюсе – человек 300. Но у нас происходят большие перемены. Правда, примерно год назад местный председатель горисполкома захотел переселить всех караимов в другое место, а здесь построить спортивный центр. Поднялся очень большой шум, в результате чего, он даже получил выговор (жалко, что совсем с работы не сняли) и нас не только не выселили, но даже переименовали улицу. Мы ведь живём здесь с XIV века. Литовский Князь очень уважал караимов. Всегда брал себе караимских врачей и советников. Недавно при литовском фонде культуры создана группа поддержки караимов. С сентября месяца в Вильнюсе и Тракае откроют классы караимского языка для желающих и организуют фольклорный ансамбль. Кроме того, в Вильнюсе есть здание еще одной кенасы, построенной в 1923 году. Сейчас там, даже не знаю что. Обещали отдать его нам под караимский музей. Намечен выпуск сборника караимского фольклора, хотя пока и на литовском языке, - приподнято, размахивая руками, блестя глазами, говорила молодая женщина.

-Я слышал, что до войны караимов было больше. Если вы не пережили геноцид, то куда же вы подевались?

-Многие уехали в Польшу. Очень много смешанных браков. Чисто караимские браки часто распадаются, и второй раз обычно женятся и выходят замуж уже за представителей других наций. Многие караимы не интересуются своей культурой и языком. Например, у кинорежиссёра Юткевича отец был караимом, но он сам никогда никакого интереса к караимам не проявлял. Сейчас, правда, в Вильнюсе набралось человек 35 разного возраста и человек 20 в Тракае, которые хотят учить язык и принять хоть какое-то участие в национальной жизни. Я выйду замуж только за караима.

-Ваша верность народу производит впечатление. Вы верите, что возможно воскрешение караимской культуры и народа?

-Наверное, шансов мало, но есть люди, которые хотят, и мы пробуем. Если человек отказывается от своего прошлого, от своей культуры, от своего народа, то, что это за человек? Я сделаю всё, что в моих силах, чтобы караимы не исчезли.

-Что же, успеха вам.

-И вам тоже.

Мы кивнули друг другу головами и разошлись в разные стороны.

Подул ветер, нагнал тучи. Побежала рябь по озеру. Потянуло прохладой…

возврат к началу.



Используются технологии uCoz